Управление образования, спорта и молодежной политики
Администрации Тоншаевского муниципального округа Нижегородской области
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №3 «Умка»
(МДОУ «Детский сад №3 «Умка»)
Принята
на педагогическом совете
№ 1 от 30.08.2024г.
Утверждена
Заведующим МДОУ
«Детский сад №3 «Умка»
___________ Е.Б. Сухарева
Приказ № 40-од от 30.08.2024 г.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 42155F1AFC5239A76984F66EA69ABE44
Владелец: Сухарева Елена Борисовна
Действителен: с 19.10.2024 до 12.01.2026
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности
«Ансамбль ложкарей «Сударушка»
Уровень базовый
(для детей 5 – 7 лет)
Срок реализации: 2 года
Количество часов 144 часов
Автор-составитель:
Перевалова Лилия Романовна
Лушникова Надежда Александровна
р.п. Тоншаево
2024 год
Содержание:
1.
Пояснительная записка
Особенности организации образовательного
процесса
3
Контроль и учет освоения программы
6
Планируемые результаты освоения детьми
дополнительной общеобразовательной
программы
7
Учебный план дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей
программы
9
Учебно-тематический план 1-го года обучения
(5-6 лет)
10
Учебно-тематический план 2-го года обучения
(6-7 лет)
2.
Организационно-педагогические
условия реализации Программы
Календарный учебный график
Формы промежуточной аттестации
Материально-техническое и учебнометодическое обеспечение программы
Литература
Приложение 1. Разделение приемов игры на
ложках на подгруппы по сложности выполнения
и времени для разучивания
2
5
13
17
17
18
24
25
27
1. Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми
документами по дошкольному образованию:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Приказ Министерства просвещения РФ «Об утверждении Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным общеобразовательным программам» № 629 от 27.07.2022 г.
- Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи. (Утверждены
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от
28.09.2020 года №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20);
- Устав МДОУ «Детский сад №3 «Умка» р. п. Тоншаево от 08.10.2015 г;
- ОП МДОУ «Детский сад №3 «Умка» р. п. Тоншаево от 29.08.2023 г.
Направленность Программы: художественная, уровень освоения базовый
Уникальная, самобытная культура наших предков осознаётся современным
обществом как значительный фактор духовности, преемственности поколений,
приобщения к национальным жизненным истокам.
Актуальность: «Русская музыка сегодня актуальна как никогда, поскольку
пришло понимание нашего национального единства. Мы, русские, у нас свой, ни
с чем не сравнимый мелодизм в песнях, потрясающий задор в танцевальных
мелодиях. Это отражение нашего характера.» - Евгений Алешников, главный
дирижер оркестра народных инструментов Белгородской государственной
филармонии.
Ансамбль ложкарей для дошкольников – школа эстетического и
нравственного воспитания.
Ложки - доступный инструмент, а обучение приемам игры на ложках
процесс увлекательный. Музыкальный материал – русская народная музыка,
которую дети впитывают в себя, испытывая эмоциональный подъем, радость.
Русская народная музыка на генетическом уровне вызывает непременный
отклик у нас в душе.
Все эти причины делают безусловно актуальным и просто необходимым
создание ансамбля ложкарей в детском саду. Такой старт послужит базой для
дальнейшего музыкального развития в целом и воспитает в ребенке интерес и,
конечно, любовь к культуре русского народа, частью которой является и сам
дошкольник.
Воспитание и педагогическая целесообразность Приобщение детей к
истокам русской культуры, противостояние бездуховности и потребительства,
3
возрождение народных игр и праздников с их традициями, обычаями и
верованиями являются мощным подспорьем в воспитании детей дошкольного
возраста. Осуществляя музыкальное воспитание детей с опорой на традиции
народной музыки и исполнительства на народных музыкальных инструментах,
мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным
общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное
время. Деревянные ложки были и остаются одним из наиболее популярных у
русского народа ударных инструментов. Игра на ложках вносит разнообразие в
музыкальное воспитание детей дошкольного возраста, помогает развитию
музыкальной
памяти,
ритма,
тембрового
восприятия,
выработке
исполнительских навыков, прививает любовь к коллективному музицированию,
стимулирует творческую инициативу.
Новизна и отличительная особенность Программы
Каждый прием игры на ложках построен на определенной ассоциации, что
помогает осознанно усваивать его и делает процесс обучения доступным и
увлекательным как для педагога, так и для дошкольника.
Цель Программы:
Создание условий для развития творческих способностей и
индивидуальности дошкольников посредством обучения игре на ударных
народных инструментах ложках.
Задачи:
1.Обучить приемам игры на ложках.
2.Учить играть в оркестре слаженно, дружно, вместе начинать и вместе
заканчивать исполнение произведения.
3.Развивать чувство ритма.
4. Приобщать дошкольников к традициям и культуре русского народа.
Адресат программы: Настоящая программа составлена с учетом
возрастных и психофизических особенностей детей 5-7 лет.
Работа с одаренными детьми
Для выявления детей с одаренными способностями используются
педагогические принципы дифференцированного подхода к образованию
ребенка, учет его индивидуальных возможностей и способностей; уважение
личности; используются методы предметного обучения; поощрения творчества,
достижения качества, самостоятельного поиска художественного решения:
предоставление
условий
для
участия
в
разнообразной
деятельности. Предусматривается разработка индивидуального образовательного
творческого маршрута.
4
Работа с детьми с ОВЗ
Данная программа адаптирована как для здоровых детей, так и для детей с
ОВЗ, структура организации занятий систематизирована; направлена на
всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности.
Игровая деятельность является эффективным средством и для социальной
адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, а также, развития у
них коммуникативных навыков.
Обучение по программе поможет детям с ОВЗ в социальной адаптации, в
развитии эмоциональной сферы, в овладении коммуникативными навыками и
средствами образной выразительности; научит
слушать, воспринимать,
отвечать на вопросы; смотивирует желание выступать перед детьми,
родителями. Предусматривается разработка индивидуального образовательного
творческого маршрута.
Срок реализации Программы 2 года. Проводится 72 занятия в год, 8 раз в
месяц в определённые дни недели (2 занятия в неделю).
Продолжительность занятия – 5-6 лет – 25 минут; 6-7 лет – 30 мин.
Количество детей в группе – до 20 человек.
Особенности организации образовательного процесса
Теоретические занятия могут проходить с применением дистанционных
образовательных технологий, которые позволят обучающимся, не имеющим
возможности посещать все занятия в силу различных обстоятельств, получить
доступ к изучению Программы. При этом педагог информирует учащихся и
родителей (законных представителей) о причине перехода на дистанционный
режим обучения, а также указывает: электронные ресурсы, с помощью которых
будет проходить обучение; режим дистанционных занятий, формы контроля,
формы учёта посещаемости занятий, форму оперативной связи с педагогом.
Форма обучения: очно-заочная
Формы организации деятельности воспитанников на занятии:
• Фронтальные занятия
• Беседа. Обсуждение
• Индивидуальные занятия
• Занятия малыми группами
• Подготовительные упражнения при обучении игре на ложках
• Постановка рук
• Моделирование с помощью коротких и длинных звуков
• Оркестровое сопровождение музыкально-ритмическим движениям,
пению, играм
5
• Выступление на праздниках, в концертах, развлечениях.
Программа строится с учётом принципа интеграции образовательных
областей в соответствии с возрастными особенностями воспитанников и
спецификой образовательных областей.
В каждом разделе даны особенности программного содержания согласно
возрасту детей, чтобы удобнее было проследить его усложнение в том, как
постепенно ребёнок погружается в мир народной музыки, как поэтапно
накапливается база знаний и умений при игре в ансамбле. Параллельно с этим
разработаны и методические рекомендации.
Структура построения и освоения детьми программы заключается в
следующем: в течение обучения дети усваивают материал от простого к
сложному. Через посредство простых приемов игры на ложках, а потом более
сложных приемов и исполнение произведений.
Контроль и учет освоения программы
Реализация программы предполагает различные формы контроля
промежуточных и конечных результатов:
- стартовый – проводится в сентябре на период прихода ребенка в
объединение, проходит в форме прослушивания, тестирования на предмет
начального или исходного уровня музыкальных способностей ребенка;
- текущий – проводится на каждом занятии в форме опроса, анализа,
обсуждения, самоанализа и самооценки;
- промежуточная аттестация – в мае, по пройденным разделам или темам,
проходит в форме творческого задания, открытого урока, опроса, отчетного
концерта.
Формы подведения итогов:
- исполнение музыкальных произведений
- обсуждение
- анализ
-самостоятельные практические задания
- опрос
- выступления на концертах
- участие в открытых занятиях
- конкурсы, фестивали различного уровня
Текущий контроль
Текущий контроль проводится на каждом занятии. Это оценка качества
усвоения изученного материала на занятии каждым ребенком. Результат
фиксируется в «Журнале учета занятий» согласно критериям:
6
Критерии
Обозначение
Обучающийся полностью усвоил материал
О
Обучающийся частично усвоил материал
Ч
Обучающийся не усвоил материал
Н
Планируемые результаты
освоения детьми дополнительной общеобразовательной программы
«Ансамбль ложкарей «Сударушка»
1.Ребенок владеет приемами игры на ложках.
2.Играет в оркестре слаженно, дружно.
3.Развито чувство ритма
4.Дети с удовольствием играют в оркестре.
5.Знакомы со многими русскими народными мелодиями, песнями,
потешками, пословицами, играми.
Раздел 1
«Ансамбль, оркестр, посадка, знакомство с инструментами»
Ориентируются в разновидности ансамблей, оркестров, знают,
как правильно сидеть в оркестре;
Знают виды музыкальных инструментов, называют их
-
Раздел 2
«1 группа приемов игры на спаренных ложках»
- Знают простые приемы игры на ложках;
- Используют эти приемы при игре в оркестре;
- Знакомы с потешками, частушками, русскими народными песнями и
играми;
- Самостоятельно начинают и заканчивают игру на детских
музыкальных инструментах, в соответствии с частями произведения, его
вариациями.
Раздел 3
«2 группа приемов игры на спаренных ложках»
7
Знают приемы игры на ложках посложнее;
Используют эти приемы при игре в оркестре;
Знакомы с потешками, частушками, русскими народными
песнями и играми;
Самостоятельно начинают и заканчивают игру на детских
музыкальных инструментах, в соответствии с частями произведения, его
вариациями.
-
Раздел 4
«3 группа приемов игры на спаренных ложках»
- Знают сложные приемы игры на ложках;
- Используют эти приемы при игре в оркестре;
- Знакомы с потешками, частушками, русскими народными песнями и
играми;
- Самостоятельно начинают и заканчивают игру на детских
музыкальных инструментах, в соответствии с частями произведения,
его вариациями.
Раздел 5
«Приемы игры на двух, трех и четырех разрозненных ложках»
- Знают приемы игры на разрозненных ложках;
- Используют приемы при игре в ансамбле;
- Самостоятельно
начинают и заканчивают игру на детских
музыкальных инструментах, в соответствии с частями произведения, его
вариациями.
8
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Наименование предмета
1 год обучения
Итого
2 год обучения
за год
1
2
1
2
полугодие
полугодие
полугодие
полугодие
Вводное занятие.
1
1
1
Раздел 1
9
9
Ансамбль, оркестр, посадка,
знакомство с инструментами
Раздел 2
20
20
1 группа приемов игры на
спаренных ложках
Раздел 3
2
38
40
2 группа приемов игры на
спаренных ложках
Раздел 4
31
1
3 группа приемов игры на
спаренных ложках
Раздел 5
37
Приемы игры на двух, трех и
четырех разрозненных ложках
Промежуточная аттестация
2
2
2
Итого
32
40
72
32
40
9
Итого
за год
1
-
-
-
32
37
2
72
Учебно-тематический план
1-го года обучения (5-6 лет)
№
1.
1.1
1.2
1.3
1.4
2.
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
3.
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
3.7
Название темы
Всего
Теория
Вводное
занятие.
Инструктаж по технике
безопасности.
Раздел
1.
Ансамбль,
оркестр,
посадка,
знакомство
с
инструментами
Радостная встреча
Ансамбль, оркестр
Посадка,
расстановка
стульчиков
Знакомство
с
инструментами
Раздел 2. 1 группа приемов
игры
на
спаренных
ложках
«Шлеп»
«Трям»
1
0,5
Практ
ика
0,5
9
3
6
1
3
2
1
1
1
2
1
3
1
2
20
4
16
4
4
1
1
3
3
4
4
4
1
1
-
3
3
4
40
7
33
6
6
6
6
6
4
6
1
1
1
1
1
1
1
1
-
5
5
5
5
5
3
5
1
1
72
14,5
1
57,5
«Мостик»
«Тремоло от ноги»
Сочетание
изученных
приемов
Раздел 3. 2 группа приемов
игры
на
спаренных
ложках
«Колобок»
«Водопад»
«Детский сад»
«Лодочка»
«Солнышко»
«Тремоло вниз»
«Маша»
Промежуточная
аттестация
Отчётный концерт
ИТОГО ЗА ГОД:
10
Формы
контроля
Опрос
Прослушива
ние
Беседа,
наблюдение,
индивидуаль
ные задания
Наблюдение,
индивидуаль
ные задания
Индивидуал
ьные
задания,
наблюдение
Опрос
Наблюдение
Содержание 1-го года обучения
Вводное занятие.
Теория. Инструктаж по технике безопасности. Рассказ о темах программы.
Диагностика уровня музыкальных способностей.
Практика. Прослушивание.
Раздел 1. Ансамбль, оркестр, посадка, знакомство с инструментами
(9часов)
Теория (3ч) Познакомить с понятиями ансамбль, оркестр. Виды ансамблей и
оркестров – презентация. Познакомить с правильной посадкой во время игры на
ложках. Знакомство с правильной посадкой во время игры на ложках,
расстановка стульчиков. Презентация: «Инструменты народного оркестра».
Интонирование мелодии. Протяжное напевное пение. Инструменты народного
оркестра. Понятие «голосовой аппарат». Знакомство с инструментами.
Практика.
(6ч)
Освоение пространства, установление контактов,
психологическая настройка на работу. Разучивание потешек: «Скок-поскок»,
«Петушок», «Идёт коза рогатая». поговорок: «Пчёлка, пчёлка, дай нам мёда»,
«Уж ты, бор-борок, дай ягод коробок», закличек: «Дождик-дождик, веселей»,
«Приходи, зима, приходи, красна!», «Солнышко, солнышко, загляни в окошко».
Считалки: «На золотом крыльце сидели», «Вышел месяц из тумана».
Дразнилки: «Андрей-воробей», «Ябеда – корябеда»;
Частушки: Начинаем петь частушки».
Разучивание народных игр «Алый платочек», «Как у деда Трифона».
Раздел 2. «1 группа приемов игры на спаренных ложках» (20 часов)
Теория (4ч): Правила посадки при игре на ложках. Прием игры «Шлеп». Прием
игры «Трям». Прием игры «Мостик». Правила игры «Заря-заряница», «Золотые
ворота». Знакомство с приемом игры «Тремоло от ноги» без ложек.
Практика (16ч): Выполнение «Шлеп» в медленном темпе без ложек, в
медленном и среднем темпе с ложками. Игра: «Заря-заряница», «Золотые
ворота». Повторение приема «Трям» без ложек. Работа над унисоном в приеме
игры «Трям» с ложками. Использование знакомых приемов игры в исполнении
песенки. Разучиваеие нового приема игры «Мостик» без ложек. Закрепление
приема игры «Мостик» с ложками. Использование известных приемов в
музицировании. «Тремоло от ноги» без ложек. Повторение знакомых приемов
игры с ложками. Повторение знакомых приемов игры с ложками.
11
Раздел 3. «2 группа приемов игры на спаренных ложках» (40 часов)
Теория (2ч): Прием «Колобок». Прием игры «Водопад», «Детский сад»,
«Лодочка», «Солнышко», «Маша» Составление моделей оркестров на основе
изученных приемов. Знакомство с новым приемом игры «Тремоло вниз» без
ложек и без музыки.
Практика (38ч): Повторение изученных приемов без ложек и с ложками, без
музыки и с музыкой. Игра: «Золотые ворота», «Бояре», «Плетень», «Колечкомалечко», «Ключики», «Третий лишний», «Чурилки» Закрепление приема
«Колобок» без ложек с музыкой. Составление моделей оркестров на основе
изученных приемов. Продолжить разучивание приема игры «Детский сад» без
ложек и без музыки. Повторение изученных приемов игры на ложках. Свободное
музицирование. Знакомство с новым приемом игры «Лодочка» без ложек и без
музыки. Составление оркестров на основе изученных приемов игры на ложках.
Промежуточная аттестация: отчетный концерт, открытое занятие.
.
12
Учебно-тематический план
2-го года обучения (6-7 лет)
№
1.
1.1
1.2
1.3
1.4
2.
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
Название темы
Всего
Теор
ия
Прак
тика
Вводное занятие. Инструктаж
по технике безопасности.
1
0,5
0,5
Раздел 4
3 группа приемов игры
на спаренных ложках
«Горка»
«Тремоло от плеча»
«Каша»
«Кошка ленивая»
Раздел 5
Приемы игры на двух, трех
и четырех разрозненных
ложках
«Тарелочки»
«Солнышко»
32
4
28
8
8
8
8
38
1
1
1
1
8
7
7
7
7
30
4
4
1
1
3
3
«Лошадка»
«Молоточек»
«Лягушка»
«Поцелуйчики»
«Лягушка и комарик»
«Тремоло»
Промежуточная аттестация
Отчётный концерт
5
5
5
5
5
5
1
1
1
1
1
1
1
1
-
4
4
4
4
4
4
1
1
ИТОГО ЗА ГОД:
72
12,5
59,5
Формы
контрол
я
Опрос
Прослуш
ивание
Индивид
уальные
задания,
наблюде
ние
Индивид
уальные
задания,
наблюде
ние
Опрос
Наблюде
ние
Содержание 2-го года обучения
Вводное занятие.
Теория. Инструктаж по технике безопасности. Рассказ о темах программы.
Диагностика уровня музыкальных способностей.
Практика. Прослушивание.
13
Раздел 4. 3 группы приемов игры на спаренных ложках» (32 час)
Теория (4ч) Знакомство с приемом игры «Горка» без ложек и без музыки.
Составление оркестров на основе изученных приемов игры на ложках. Правила
игры «Плетень». Правила игры «Колечко-малечко», «Сова», «Ручеек»,
«Краски», «Чурилки», «Третий лишний» Знакомство с новым приемом игры
«Тремоло от плеча» без ложек и без музыки. Знакомство с новым приемом игры
«Каша». Знакомство с новым приемом игры «Кошка ленивая»
Практика. (28ч) Повторение изученных в прошлом году приемов игры на
ложках. Прием игры «Горка» без ложек и без музыки. Игра «Плетень», «Как у
деда Трифона», «Колечко-малечко», «Алый платочек», «Ручеек», «Краски»,
«Чурилки», «Третий лишний» Работа над приемом игры «Горка» без ложек с
музыкой. Работа над приемом игры «Горка» с ложками без музыки. Знакомство
с новым приемом игры «Тремоло от плеча» без ложек и без музыки. Работа с
приемом игры «Тремоло от плеча» без ложек с музыкой. Работа с приемом игры
«Тремоло от плеча» с ложками с музыкой. Знакомство с новым приемом игры
«Каша» без ложек и без музыки. Работа с приемом игры «Каша» без ложек с
музыкой. Работа с приемом игры «Каша» с ложками без музыки. Работа с
приемом игры «Каша» с ложками с музыкой. Знакомство с новым приемом игры
«Кошка ленивая» без ложек и без музыки. Работа с приемом игры «Кошка
ленивая» без ложек с музыкой. Работа с приемом игры «Кошка ленивая» с
ложками без музыки. Работа с приемом игры «Кошка ленивая» с ложками с
музыкой.
Раздел 5. «Приемы игры на двух, тех и четырех разрозненных ложках
(37 часов)
Теория (8ч): Знакомство с приемом игры «Тарелочки». Прием игры
«Солнышко». Прием игры «Лошадка». Правила игры «Ключики», «Бояре».
Знакомство с новым приемом игры «Молоточек». Знакомство с приемом игры
«Лягушка». Знакомство с новым приемом игры «Поцелуйчики». Знакомство с
новым приемом игры «Лягушка и комарик». Знакомство с новым приемом игры
«Тремоло».
Практика (30ч): Выполнение приема «Тарелочки» в медленном темпе без
ложек, в медленном и среднем темпе с ложками. Выполнение приема игры
«Солнышко». Выполнение приема игры «Лошадка». Работа над приемом игры
«Молоточек». Работа над приемом игры «Лягушка». Работа над приемом игры
«Поцелуйчики». Работа над приемом игры «Тремоло».
14
Игра: «Заря-заряница», «Золотые ворота», «Ключики», «Как у деда Трифона»,
«Колечко-малечко», «Бояре», «Сова», «Алый платочек» «Чурилки», «Как у
дедушки Трифона», «Плетень», Повторение приема «Трям» без ложек. Работа
над унисоном в приеме игры «Трям» с ложками. Использование знакомых
приемов игры в исполнении песенки. Разучиваеие нового приема игры
«Мостик» без ложек. Закрепление приема игры «Мостик» с ложками.
Использование известных приемов в музицировании. «Тремоло от ноги» без
ложек. Работа с приемом игры «Тремоло от ноги» с ложками. Повторение всех
изученных приемов игры без ложек. Повторение знакомых приемов игры с
ложками. Игры по выбору детей. Свободное музицирование. Исполнение
композиций с ложками.
Промежуточная аттестация: отчетный концерт, открытое занятие
.
15
16
02.09.-08.09
09.09-15.09
16.09-22.09
23.09-29.09
30.09-06.10
07.10-13.10
14.10-20.10
21.10-27.10
28.10-03.11
04.11-10.11
11.11-17.11
18.11-24.11
25.11-01.12
02.12-08.12
09.12-15.12
16.12-22.12
23.12-29.12
30.12-05.01
06.01-12.01
13.01-19.01
20.01-26.01
27.01-02.02
03.02-09.02
10.02-16.02
17.02-23.02
24.02-02.03
03.03-09.03
10.03-16.03
17.03-23.03
24.03-30.03
31.03-06.04
07.04-13.04
14.04-20.04
21.04-27.04
28.04-04.05
05.05-11.05
12.05-18.05
19.05-25.05
Январь
Условные обозначения:
Аудиторные занятия – 6 Резерв учебного времени – Р
Февраль
17
Март
Апрель
Промежуточная аттестация – П
Май
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
Р
Р
К
К
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
Р
Р
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
П Р
П Р
Каникулы – К
34
1 3 - 3 1
34
Каникулы
Декабрь
Рез.уч.вр.
Итог. атт.
Ноябрь
Промеж.аттест
Октябрь
Аудито. Занятия
Сентябрь
26.05-31.05
Год обучения
2. Организационно-педагогические условия реализации Программы
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
на 2024-2025 учебный год
Сводные данные
в неделях
1
1
Формы промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация освоения обучающимися дополнительной
общеобразовательной программы «Ансамбль ложкарей «Сударушка»
проводится 1 раз в год: в конце учебного года (май). Аттестация проводится в
форме наблюдения за выполнением задания, за выступлением на отчетном
концерте. Результат фиксируется в протоколе, который хранится один год в
методическом кабинете.
1.
2.
3.
4.
Оценочные материалы
Уровни владения детьми приемами игры на ложках
Владение приемами игры на ложках.
Игра в оркестре слаженно, дружно.
Заметное развитие чувства ритма
Знакомство со многими русскими народными мелодиями и
песнями.
Методика выявления уровня овладения детьми
приемами игры на ложках
Определение уровня владения детьми приемами игры на ложках
осуществляется в непринуждённой обстановке. Используются игровые приёмы
и музицирование на музыкальных инструментах.
В предлагаемой ниже таблице представлены материалы, раскрывающие
уровневую оценку каждой из семи показателей владения детьми приемами игры
на ложках.
Показатели
Эмоциональная
отзывчивость
при восприятии
русского
народного
фольклора
Уровни
У ребёнка отмечается яркое
эмоционально оценочное
отношение к музыкальному
фольклору, умение
самостоятельно
охарактеризовать музыку,
применяя художественно
образное описание
18
Баллы
4 балла
У ребёнка имеется
эмоционально оценочное
отношение к музыкальному
фольклору: он обладает
умением охарактеризовать
музыку, но после словесной
помощи взрослого.
У ребёнка имеется
эмоциональное отношение к
музыкальному фольклору,
может охарактеризовать
музыку после словесной
помощи взрослого с опорой на
немузыкальные компоненты
(используется зрительная
наглядность или моторные
действия)/
Ребёнок отлично отвечает на
вопрос муз. рук. о народном
Наличие
празднике (по желанию
элементарных знаний ребёнка) а также ребёнок без
о народных
помощи взрослого сам
традициях
рассказывает о празднике и
традиции выбранных им самим
народном празднике
Ребёнок хорошо отвечает на
вопрос, но после словесной
помощи взрослого (задачи
аналогичные)
Ребёнок различает праздники
и традиции с опорой на
немузыкальные компоненты
( используется зрительная
наглядность)
Ребёнок
самостоятельно
Формирование
быстро
и
правильно
певческих навыков
воспроизводит
19
3 балла
2 балла
4 балла
3 балла
2 балла
4 балла
незнакомую мелодию ( по
усмотрению муз. рук)
Ребёнок правильно
воспроизводит песню или
мелодию после оказания ему
моторной помощи
Ребёнок отлично знает
Багаж народных игр несколько народных игр,
называет их без помощи
взрослого (3-4 игры)
Ребёнок правильно отвечает на
вопрос взрослого после
словесной помощи взрослого
(2-3 игры)
Ребёнок правильно отвечает на
вопрос взрослого после
оказания ему моторной
помощи (Показ действий к игре
или название игры) (1-2 игры)
Владение приемами
Знание приемов игры на
игры на спаренных
спаренных ложках
ложках
(10-12)
Знание приемов игры на
спаренных ложках
(8-10)
Знание приемов игры на
спаренных ложках
(6-8)
Владение приемами
Знание приемов игры на
игры на
разрозненных ложках
разрозненных ложках (7-8)
Знание приемов игры на
разрозненных ложках
(5-6)
Знание приемов игры на
разрозненных ложках
(3-4)
20
2 балла
4 балла
3 балла
2 балла
4 балла
3 балла
2 балла
4 балла
3 балла
2 балла
Анализ и обобщение полученных результатов
№
Показатели уровня
Список детей развития детей
1
2
3
4
5
6
7
Общая Уровень
оценка развития
1
2
3
Уровень развития музыкальности ребёнка определяется суммой развития
семи основных показателей деленных на общее количество показателей-7.
Итоговый показатель уровня развития музыкальности ребёнка
рассчитывается по формуле
У. муз. р.= 1+2+3+4+5+6+7
7
1эмоциональная отзывчивость при восприятии народного фольклора
2наличие элементарных знаний о народных традициях
3формирование певческих навыков
4багаж народных игр
5владение основами малого фольклора (потешки, считалки,
поговорки)
6знание русских народных инструментов
7художественное творческое развитие
Нормы оценки уровня владения детьми приемами игры на ложках
(в баллах)
Уровни
Итоговые показатели (в
баллах)
3,5-4 балла
2,4-3,4
1,3-2,3
О
Ч
Н
21
Описательная характеристика уровней владения приемами игры на
ложках ребёнка дошкольного возраста
О (Программа освоена в полном объеме) 3, 4-4 балла.
Ребенок обладает устойчивым интересом к музыкальной деятельности,
ярким эмоционально-оценочным отношением к музыкальным образам,
выраженным в музыкальном произведении, умением охарактеризовывать
музыку, применяя художественно-образное описание, самостоятельно даёт
жанровую характеристику музыкальных произведений, отличается творческим
отношением к различным видам музыкальной деятельности и прекрасной
музыкальной памятью.
Ч (Программа частично освоена) 2,4-3, 4 балла
У ребёнка отмечается положительный интерес к музыке. Он обладает
эмоциональнооценочным отношением к музыке и умением охарактеризовать её.
С помощью элементарных наводящих вопросов взрослого правильно даёт
жанровую характеристику музыкальных произведений и рассказывает об общем
характере музыки. Отличается хорошей музыкальной памятью.
Н (Освоение программы находится на стадии формирования) 1,3-2, 3 балла
У ребёнка отмечается интерес к музыке. Он обладает эмоциональнооценочным отношением к музыке и умением охарактеризовать её. Определить
жанр при условии оказания ему словесной помощи и с опорой на зрительную
наглядность или моторную помощь.
Методические материалы
Структура занятия с детьми
1.Организационный
Вход в зал. Приветствие. Знакомство детей с планом предстоящего занятия.
Мотивация.
Стулья перед занятием расставляются в шахматном порядке на широком
расстоянии друг от друга, чтобы дети не мешали друг другу и свободно могли
отводить руку с ложками в сторону.
2. Правильная посадка
Каждое занятие начинается с правильного положения. Обязательно сначала
убедиться, что дети выполнили. Правильная посадка выглядит так:
Сесть на край стула, ноги вместе перед собой, спина прямая, не касается
спинки стула, левая рука свободно висит, правая (с ложками) согнута в локте.
Это важный раздел, на который следует обращать внимание в течение всего
занятия.
3. Разучивание нового материала
22
Показ педагогом, объяснение. Показывать движения детям зеркально. Темп
медленный. Затем выполнение вместе с детьми. Лучше разучивать без ложек,
чтобы не было «каши» во время исполнения. Как только видите, что получается,
а это зависит от сложности приема, тогда добавляем ложки.
4.Закрепление ранее выученного материала
Поначалу это 1 минута, по мере усвоения новых приемов игры на ложках,
это время будет увеличиваться. На начальном этапе проговаривание потешек с
движениями, маленькие инсценировки. Включать элементы слушания и
музыкально-ритмических движений с использованием выученных приемов.
Петь и в проигрыше отстукивать ритм. Слушать музыку и снова включать ложки.
5.Игра
Это позволит подвигаться, даст положительный заряд. Игры должны быть
подвижными, ведь дети на занятиях по созданию оркестра сидят.
6.Завершение занятия
Итог. Что узнали, чему научились. Похвала.
Методические приемы:
• Объяснительно-иллюстративный
(беседа, объяснение, художественное слово, использование фольклора).
• Репродуктивный
(разучивание, закрепление материала).
• Исследовательский
(самостоятельное исполнение, оценка, самооценка).
• Метод побуждения к сопереживанию
(эмоциональная отзывчивость на прекрасное).
• Метод поисковых ситуаций
(побуждение детей к творческой и практической деятельности).
Принципы отбора музыкального материала:
• соответствие возрасту;
• художественность музыкальных произведений, яркость, динамичность их
образов, четкий ритм;
• моторный характер музыкального произведения, побуждающий к
движениям;
• разнообразие тематики, жанров, характера музыкальных произведений
23
Материально-техническое и учебно-методическое
обеспечение программы
Необходимые условия реализации программы:
Специальное помещение, технические средства, русские народные
музыкальные и шумовые инструменты, народные костюмы, музыкальный
материал, атрибутика.
Музыкальный зал:
Видеокамера CANON
Малошумящий микшерный пульт премиум-класса
Музыкальный центр LG2015
Ноутбук LENOVO
Проектор optoma s310t
Экран настенный Limien Eso
Зеркала для музыкального зала
Микрофоны с держателем
Музыкальные инструменты:
Шумовые музыкальные инструменты
Музыкальный набор игрушек
Пианино
Балалайка прима 3-струнная, 3 категории
Треугольник
Тамбурин детский
Тамбурин с бубенцами
Ложки
Металлофон
Колокольчики диатонические
Народные детские костюмы
Методическая литература
24
Литература
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Приказ Министерства просвещения РФ «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» № 629 от 27.07.2022 г.
- Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи.
(Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской от 28.09.2020 года №28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20);
- Устав МДОУ «Детский сад №3 «Умка» р. п. Тоншаево от 08.10.2015 г;
- ОП МДОУ «Детский сад №3 «Умка» р. п. Тоншаево от 29.08.2023 г.
Для педагога:
- Арсенина Е.Н. Музыкальные занятия. Подготовительная группа. –
Изд.2. – Волгоград: Учитель, 2014.
- Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Для занятий с
детьми 2-7 лет. – М.: Мазайка-Синтез, 2015.
- Зацепина М.Б. Развитие ребенка в музыкальной деятельности: Обзор
программ дошкольного образования. – М.: ТЦ СФЕРА, 2010.
- Каплунова И. Ансамбль ложкарей: методическое пособие для
музыкальных руководителей ДОУ. – Санкт-Петербург.: НевскаяНота,
2015.
- Костина Э.П. Музыкально дидактические игры: метод. Пособие. –
Ростов н/Д: Феникс, 2010.
- Мерзлякова С.И. Театрализованные игры: методическое издание для
работников дошкольных образовательных организаций. – М.: Обруч,
2012.
- Пантелеева Н.Г. Народные праздники в детском саду: Методическое
пособие. – М.: МАЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2014.
- Интернет – ресурсы.
Для родителей и обучающихся:
- Борменкова Т.М. Русский фольклор в развитии речи детей. – М.: ТЦ Сфера,
2018. 3. Бойчук И.А. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским
народным творчеством. Подготовительная группа. – СПб.: ООО
«Издательство «ДетствоПресс», 2020.
- Родынова О.П. Музыкальные шедевры: Сказка в музыке. Музыкальные
инструменты. – 2-у изд., перераб. – М.: ТЦ СФЕРА, 2014.
25
- Родынова О.П. Музыкальные шедевры: Музыка о животных и птицах. – 2-е
изд., перераб. – М.: ТЦ СФЕРА,2014.
- Родынова О.П. Музыкальные шедевры: Песня, танец, марш. – 2-е изд.,
перераб. – М.: ТЦ СФЕРА,2014.
26
Приложение 1.
Разделение приемов игры на ложках на подгруппы
по сложности выполнения и времени для разучивания:
1 группа приёмов:
Простые приемы.
«Шлеп», «Трям», «Мостик», «Тремоло от ноги», тремоло от ноги с
переходом и обратно.
На первом занятии без ложек, на следующих с ложками. Сначала
медленный темп, постепенно увеличивайте, по мере того, как видите, что дети
усвоили и уверенно исполняют.
Используя приемы этой группы, смело создавайте оркестры, включая
другие инструменты: трещотки, бубны, свистульки. Озвучивайте потешки,
короткие стихи, частушки, русские народные песни или в качестве
звукоподражания («лошадка», «каблучки», и т.д.)
2 группа приёмов:
Приемы посложнее
«Колобок», «Водопад», «Детский сад», «Лодочка», «Солнышко»,
«Тремоло вниз», «Маша».
Разучивать в медленном темпе, несколько занятий без ложек, далее
чередовать, играть с ложками и без них, с музыкой и без них. Иногда слушаем
«песенку ложек», это очень полезное упражнение. Дети играют на ложках и
слышат четкий ритм, который сами производят. Раз в месяц, по желанию
педагога, можно на одном занятии использовать музыку других жанров,
отличных от фольклора. При выборе музыкального материала обращать
внимание на четкость ритма и средний темп.
Когда движения выучены, включать их в оркестр, и упражняться с детьми
все время. То есть выучили одно движение, перешли к новому, а первое
повторяем. Выучили два, разучиванием третье, выученные повторяем.
3 группа приёмов:
Сложные приемы
«Горка», «Тремоло от плеча», «Каша», «Кошка ленивая». Требует
времени, терпения, но, обязательно получится у всех детей. Педагог не должен
торопиться, не форсировать события, не ускорять темп. Разучивать движение
по частям, помогая каждому ребенку и корректировать каждого по
необходимости.
Оркестры и выступления как результат деятельности мотивируют и
вдохновляют и детей, и педагога. Поэтому выступайте с ложками, создавайте
поначалу простые оркестры с использованием бубнов, трещоток, свистулек.
27
По мере того, как приемы будут накапливаться, оркестр может состоять
только из ложек. Это решает педагог по своему усмотрению.
Приемы игры на двух, трех и четырех разрозненных ложках
«Тарелочки», «Солнышко», «Лошадка», «Молоточек», «Лягушка»,
«Поцелуйчики», «Лягушка и комарик», «Тремоло».
Игровых вариантов исполнения очень много. В работе с детьми
дошкольного возраста используются простые приемы по технике исполнения,
т. к. координация движений еще не совершенна, мышцы пальцев рук не совсем
крепкие. А несложные манипуляции с ложками дети осваивают постепенно и
к 6-7 годам овладевают несколькими приемами с использованием разной
манипуляции рук.
Владение различными приемами игры на ложках помогает детям в
развитии чувства ритма, координации движений, слаженности исполнения в
ансамбле.
28