Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3 «Умка» (МДОУ «Детский сад №3 «Умка») Принята на педагогическом совете № 1 от 29.08.2023 г. Утверждена Заведующим МДОУ «Детский сад №3 «Умка» ___________ Е.Б. Сухарева Приказ № 63-од от 29.08.2023 г. ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ Сертификат: 6AC0C1452B5F218E941E5079121055D0 Владелец: Сухарева Елена Борисовна Действителен: с 11.05.2023 до 03.08.2024 Дополнительная общеобразовательная программадополнительная общеразвивающая программа «Сударушка» (для детей 7-го года жизни) Срок реализации: 9 месяцев Автор-составитель: Лушникова Надежда Александровна р.п. Тоншаево 2022 год 1 Содержание: 1 Пояснительная записка 3 2 Организационно-педагогические условия реализации Программы 6 2.1 Материально-техническое обеспечение 8 3 Текущий контроль 8 4 Формы промежуточной аттестации 9 5 Учебный план 9 6 Календарный учебный график 10 7 Рабочая программа 13 8 Оценочные и методические материалы 27 2 1. Пояснительная записка Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами по дошкольному образованию: - Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Приказ «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» № 196 от 09.11.2018 г. - Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи. (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 28.09.2020 года №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20); - Устав МДОУ «Детский сад №3 «Умка» р. п. Тоншаево от 08.10.2015 г; - ООП МДОУ «Детский сад №3 «Умка» р. п. Тоншаево от 07.08.2020 г. Направление Программы: художественно-эстетическое. Уникальная, самобытная культура наших предков осознаётся современным обществом как значительный фактор духовности, преемственности поколений, приобщения к национальным жизненным истокам. Актуальность: Фольклору отводится всё более заметное место в выполнении задач нравственного и художественно-эстетического воспитания, развития творческих способностей подрастающего поколения. Воспитание на фольклорной основе даёт возможность формировать в каждом ребёнке лучшие человеческие качества, такие как честность, трудолюбие, настойчивость, целеустремлённость, умение доводить начатое до конца. Мудрое народное слово, отточенные веками интонации, органичная традиционная пластика – всё это способствует воспитанию чувства красоты, помогает заложить основы осознания каждым ребёнком себя как нужной частью общества, природы. Формируется не только основа знаний, но, самое главное, умение применять их в жизненной практике. Освоение доступного фольклорного материала формирует представления ребёнка о народном музыкально-поэтическом языке, его образно-смысловом строе. Благодаря естественности звуковой организации народных попевок, у детей достаточно быстро может быть налажена координация голоса и слуха, что незамедлительно скажется на чистоте интонирования. Упражнения в выразительном, эмоционально ярком произнесении 3 народно-поэтических текстов развивает голос, повышает речевую и определяет певческую культуру детей. Элементы движения, включаемые в исполнение, не только развивают необходимую координацию движений. Но и позволяют точнее передать, следовательно, и освоить национальную народную характерность самовыражения. Деятельность, строящаяся на принципах фольклорного творчества, развивает художественно-образное, ассоциативное мышление, фантазию ребёнка, позволяет активизировать его самые разнообразные творческие проявления. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о нашем языке и музыкальном наследии. Именно поэтому родная культура должно стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, рождающим личность. Новизна и отличительная особенность Программы В соответствии с современными задачами, программа основывается на комплекснотематическом принципе построения образовательного процесса. Данная рабочая программа осуществляется на основе традиционных подходов музыкального воспитания, где представлены все виды детской музыкальной деятельности: восприятие, исполнительская деятельность (пение, движения под музыку, игра на детских музыкальных инструментах), музыкальное творчество и музыкально-образовательная деятельность. Репертуар программы подобран из музыкальных произведений народной и авторской классической музыки. Непосредственно образовательная деятельность является основной формой организации обучения. Задания, которые даются детям подготовительной группы, носят игровой, развлекательный характер обучения. Цель Программы: приобщение дошкольников к духовной культуре русского народа. Задачи: Образовательные: • Знакомить детей с русским народным, поэтическим и музыкальным творчеством, традиционными праздниками; • Формировать исполнительские навыки в области пения, музицирования, движения; • Учить понимать роль семьи, своё место в семье, воспитывать будущих хозяина (хозяйку), мужа (жену). Воспитательные: • Формировать социально-нравственное, психическое здоровье детей; 4 • Создавать условия для проявления детьми любви к родной земле, уважения к традициям своего народа и людям труда; • Воспитывать в детях толерантность. Развивающие: • Развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей; • Развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора; • Развивать музыкальные способности: чувство ритма, ладовое чувство, музыкальнослуховые представления; • Использовать малые формы фольклора для развития речи у детей; • Развивать коммуникативные качества детей посредством народных танцев, игр, забав. Планируемые результаты освоения детьми дополнительной общеобразовательной программы «Сударушка» Раздел 1 «Народоведение» Ориентируются в жанрах: потешки, поговорки, заклички, колыбельные песни, пестушки, считалки, дразнилки, частушки; Используют данные виды фольклора в игровой деятельности Раздел 2 «Народные песни» - Знают календарные песни и их назначение; - Четко и ясно произносят слова песен, выполняют логическое ударение в музыкальных фразах, точно передают движение мелодии; - Знакомы с жанровым разнообразием лирических песен (грустные и удалые; глубоко печальные и грозно - мужественные) Раздел 3 «Игровой фольклор» Знают и используют игры с песенным припевом; двигаются в соответствии с характером музыки, передавая в движении содержание текста песен Раздел 4 «Хоровод» - Знают виды народных танцев (хоровод, плясовая, кадриль); - Знают виды хороводов: хореографический (движение), песенный, драматический (разыгрывание сюжета); - Знакомы с основными элементами русского хоровода 5 Раздел 5 «Игра на детских музыкальных инструментах» - Знают и называют русские народные музыкальные инструменты: ложки, трещотки, треугольник, маракасы; - Используют русские народные инструменты при исполнении фольклорных песен; - контролируют себя в ансамблевой игре, подстраиваются к игре своих товарищей, соблюдая ритмический рисунок музыкального произведения; - Самостоятельно начинают и заканчивают игру на детских музыкальных инструментах, в соответствии с частями произведения, его вариациями. 2. Организационно-педагогические условия реализации Программы Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей детей 7-го года жизни. Программа рассчитана на 8 месяцев. Проводится 72 занятия в год, 8 раз в месяц в определённые дни недели (2 занятия в неделю, вторник, четверг). Продолжительность занятия – 30 мин. Количество детей в группе - 15 человек. Формы организации деятельности воспитанников на занятии: • фронтальная; • в парах; • групповая; • индивидуально–групповая; • ансамблевая. Фольклорная программа предусматривает использование краеведческого материала: русских народных и композиторских песен, игр, хороводов, пословиц и поговорок, скороговорок и дразнилок, знакомство с традициями и обычаями русского народа, народным календарём. Программа строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями воспитанников и спецификой образовательных областей. В каждом модуле даны особенности программного содержания согласно возрасту детей, чтобы удобнее было проследить его усложнение в том, как постепенно ребёнок погружается в мир народной музыки, календарных праздников, как поэтапно накапливается фольклорный материал. Параллельно с этим разработаны и методические рекомендации. Структура построения и освоения детьми программы заключается в следующем: в течение обучения дети усваивают материал от простого к сложному. Через посредство 6 простых произведений детского фольклора, а потом более сложных мелодий, игровых, песенных припевов; через интонирование сказок с напевами подготовить детей к исполнению более сложных произведений. Более сложного песенного фольклорного репертуара, и как итог, закрепление пройденного материала – праздники, развлечения, театрализованные представления для детей и взрослых и с участием родителей. Структура занятия с детьми 1. Приветствие 2. Артикуляционная гимнастика 3. Основная часть: • Беседа • Пение, инсценировки • Музыкально-ритмические движения, музицирование 4. Игра 5. Релаксация Методические приемы: • наглядный, словесный, практический; • беседы с детьми; • наблюдение за природой; • слушание русских народных песен, сказок; • разыгрывание для детей и самими детьми русских народных сказок взрослыми с привлечением родителей; • инсценировки песен и малых фольклорных форм; • ручной труд. Необходимые условия реализации программы: Специальное помещение, технические средства, русские народные музыкальные и шумовые инструменты, предметы народного быта, народные костюмы, разные виды театра, устный и музыкальный фольклорный материал, атрибутика. Принципы отборы музыкального материала: • соответствие возрасту; • художественность музыкальных произведений, яркость, динамичность их образов; 7 • моторный характер музыкального произведения, побуждающий к движениям; • разнообразие тематики, жанров, характера музыкальных произведений 2.1. Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение программы Музыкальный зал: Видеокамера CANON Малошумящий микшерный пульт премиум-класса Музыкальный центр LG2015 Ноутбук LENOVO Проектор optoma s310t Экран настенный Limien Eso Зеркала для музыкального зала Микрофоны с держателем Музыкальные инструменты: Шумовые музыкальные инструменты Музыкальный набор игрушек Пианино Балалайка прима 3-струнная, 3 категории Треугольник Тамбурин детский Тамбурин с бубенцами Костюмы взрослые: Осень, Весна, Лето красное, Накидка «Зима голубая», Зайка-побегайка, Медведь, Лисичка-сестричка, Дед-мороз, Снегурочка Народные детские костюмы 3. Текущий контроль Текущий контроль проводится на каждом занятии. Этот оценка качества усвоения изученного материала на занятии каждым ребенком. Результат фиксируется в «Журнале учета занятий» согласно критериям: Критерии Обозначение Обучающийся полностью усвоил материал О Обучающийся частично усвоил материал Ч Обучающийся не усвоил материал Н 8 4. Формы промежуточной аттестации Промежуточная аттестация – это оценка качества освоения обучающимися дополнительной общеобразовательной программы. Промежуточная аттестация освоения обучающимися дополнительной общеобразовательной программы «Сударушка» проводится 2 раза в год: в начале года (сентябрь) и в конце учебного года (май). Аттестация проводится в форме наблюдения за выполнением задания. Результат фиксируется в протоколе, который хранится один год в методическом кабинете. 5. Учебный план Количество часов Раздел Тема Раздел 1 Народоведение 1 Радостная встреча Промежуточная аттестация 2 Потешки, поговорки, заклички Всего Теория часов 10 3 Практика 7 1 0 1 3 1 2 3 Колыбельные песни, пестушки 3 1 2 4 Считалки, дразнилки, частушки Раздел 2 Народная песня Календарные песни 3 1 2 14 4 10 7 2 5 7 16 2 3 5 13 5 1 4 11 2 9 1 Лирические песни Раздел 3 Игровой фольклор 1 Песенный припев 2 2 Движения, театрализованное действо 9 Форма промежуточной аттестации Беседа, наблюдение Наблюдение Наблюдение, индивидуальные задания Наблюдение Индивидуальные задания, наблюдение Наблюдение Индивидуальные задания, наблюдение Индивидуальные задания, наблюдение 1 Раздел 4 Хоровод Виды народных танцев Основные элементы русского хоровода Раздел 5 Игра на детских музыкальных инструментах 1 Знакомство с народными инструментами 2 Ансамблевая игра 2 Промежуточная аттестация 16 3 13 4 1 3 12 2 10 14 2 12 3 1 2 Наблюдение 11 1 10 Индивидуальные задания, наблюдение Беседа, индивидуальные задания, наблюдение 1 Отчетный концерт Итого (академических часов): 1 1 72 Длительность одного занятия: Количество занятий в неделю/ объем учебной нагрузки (мин) Количество занятий в месяц/ объем учебной нагрузки (мин) Количество занятий в год/ объем учебной нагрузки (мин) 0 15 Индивидуальные задания, наблюдение Наблюдение 1 57 30 минут 2/ 60 минут 8/ 240 минут 72/ 2160 минут 6. Календарный учебный график Тема Раздел 1 № п/п «Народоведение» Сентябрь-Октябрь I 1 2 Радостная встреча Промежуточная аттестация Потешки, поговорки, заклички II III 1 1 1 10 1 IV I 3 4 Колыбельные песни, пестушки Считалки, дразнилки, частушки 1 1 1 1 1 1 Всего занятий: 10 № п/п Тема Раздел 2 «Народная песня» Октябрь - Ноябрь II 1 2 3 4 Календарные песни Лирические песни. Грустные песни Лирические песни. Удалые песни Лирические песни. Печальные песни 1 III 1 1 IV 1 1 I 1 II III IV 1 1 1 1 1 1 1 1 Всего занятий: 14 № п/п Тема Раздел 3 «Игровой фольклор» Декабрь - Январь I 1 2 Песенный припев «Кто в игры не играл – тот детства не видал» Движения, театрализованное действо 1 II 1 1 III 1 1 IV 1 1 I 1 1 II 1 1 1 III 1 IV 1 1 Всего занятий: 16 № п/п Тема I 1 2 Виды народных танцев. 1 Хоровод, плясовая, кадриль Виды народных танцев. Плясовая Раздел 4 «Хоровод» Февраль Март III IV I II 1 1 1 1 11 1 II III IV 1 3 4 5 6 7 Основные элементы русского хоровода (Орнаментальные хороводы) Основные элементы русского хоровода. (Игровые хороводы. Осенний хоровод) Основные элементы русского хоровода (Весенний хоровод) Основные элементы русского хоровода (Парный хоровод) Основные элементы русского хоровода (Основные фигуры хороводов: «звёздочка», «полукруг», «колонка», «круг в круге») 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Всего занятий: 16 № п/п Тема 1 Знакомство с народными инструментами. Трещотка Знакомство с народными инструментами. Ложки Ансамблевая игра. Трещотки, ложки Ансамблевая игра. Треугольник Ансамблевая игра. Маракасы Ансамблевая игра Отчетный концерт 2 3 4 5 6 7 Раздел 5 «Игра на детских музыкальных инструментах» Апрель - Май I II III IV I II III IV 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Промежуточная аттестация 1 Всего занятий: 16 Всего занятий за год: 72 12 7. Рабочая программа № Тема Програмное содержание Оборудование. Музыкальный материал Раздел 1 «Народоведение» 10 часов Сентябрь 1 неделя Сентябрь 2 неделя Сентябрь 3 неделя Радостная встреча 1. Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу. Проектор, ноутбук, фортепиано. Музыкальный материал по усмотрению педагога Потешки, поговорки, заклички 1. Беседа о русском народном музыкальном творчестве. 2. Познакомить с данными жанрами. 3. Разучить по одной потешке, поговорке, закличке. Проектор, ноутбук, фортепиано. Презентация: «Потешки, поговорки, заклички». Потешки: «Скок-поскок». Поговорки: «Пчёлка, пчёлка, дай нам мёда». Заклички: «Дождик-дождик, веселей». Потешки, поговорки, заклички 1. Продолжить знакомство с жанрами русского народного музыкального творчества. 2. Разучить по одной потешке, поговорке, закличке. Проектор, ноутбук, фортепиано. Презентация: «Потешки, поговорки, заклички». Потешки: «Петушок». Поговорки: «Уж ты, бор-борок, дай ягод коробок». Заклички: «Солнышко, солнышко, загляни в окошко». Потешки, поговорки, заклички 1. Продолжить знакомство с жанрами русского народного музыкального творчества. 2. Разучить по одной потешке, поговорке, закличке. 3. Повторить знакомые потешки, поговорки, заклички Проектор, ноутбук, фортепиано. Презентация: «Потешки, поговорки, заклички». Потешки: «Скок-поскок», «Петушок», «Идёт коза рогатая»; Поговорки: «Пчёлка, пчёлка, дай нам мёда», «Уж ты, бор-борок, дай ягод коробок». Заклички: «Дождик-дождик, веселей», «Приходи, зима, приходи, красна!», «Солнышко, солнышко, загляни в окошко». 1. Познакомить с данными жанрами. 2. Раскрыть предназначение данных произведений. Освоить народно-попевочный словарь, лежащий в основе разнообразия музыкальных оборотов мелодии. 3. Разучить по одной колыбельной песне и пестушке. Проектор, ноутбук, фортепиано. Презентация: «Колыбельные песни, пестушки». Колыбельные песни: «Баюбаюшки, баю». Пестушки: «Потягушкипорастушки» Промежуточная аттестация Колыбельные песни, пестушки 13 Сентябрь 4 неделя Октябрь 1 неделя Колыбельные песни, пестушки 1. Продолжить освоение народно-попевочного словаря, лежащего в основе разнообразия музыкальных оборотов мелодии. 2. Разучить по одной колыбельной песне и пестушке. 3. Упражнять в чистом интонировании мелодий, включающих квинту (вверх), в умении удерживать интонацию на одном звуке. 4. Добиваться протяжного напевного пения. Проектор, ноутбук, фортепиано. Презентация: «Колыбельные песни, пестушки». Колыбельные песни: «Баюбаюшки, баю», «Котик, котенька, коток». Пестушки: «Потягушкипорастушки», «Водичка-водичка, умой наше личико». Колыбельные песни, пестушки 1. Разучить по одной колыбельной песне и пестушке. 2. Упражнять в чистом интонировании мелодий, включающих квинту (вверх), в умении удерживать интонацию на одном звуке. 3. Добиваться протяжного напевного пения. 4. Повторить понравившиеся колыбельные песни и пестушки Проектор, ноутбук, фортепиано. Презентация: «Колыбельные песни, пестушки». Колыбельные песни: «Баюбаюшки, баю», «Котик, котенька, коток», «Спи мой мальчик, сладко-сладко». Пестушки: «Потягушкипорастушки», «Водичка-водичка, умой наше личико», «Кискакиска, киска, брысь, на дорожку не садись». Считалки, дразнилки, частушки 1. Познакомить с данными жанрами. 2. Разучить по одной считалке, дразнилке и частушке. 3. Использовать данный вид фольклора в игровой деятельности. 4. Развивать музыкальный слух, память, певческое дыхание, голосовой аппарат. Проектор, ноутбук, фортепиано. Презентация: «Считалки, дразнилки, частушки». Считалки: «На золотом крыльце сидели». Дразнилки: «Андрей-воробей». Частушки: «Начинаем петь частушки». Считалки, дразнилки, частушки 1. Продолжить знакомство с данными жанрами. 2. Разучить по одной считалке, дразнилке и частушке. 3. Использовать данный вид фольклора в игровой деятельности. 4. Развивать музыкальный слух, память, певческое дыхание, голосовой аппарат. 5. Учить придумывать индивидуальные варианты традиционных фольклорных образов, соответствующих творческим Проектор, ноутбук, фортепиано. Презентация: «Считалки, дразнилки, частушки». Считалки: «Вышел месяц из тумана». Дразнилки: «Ябеда – корябеда». Частушки: «Начинаем петь частушки». 14 способностям и исполнительским возможностям детей. Считалки, дразнилки, частушки 1. Повторить разученные считалки, дразнилки и частушки. 2. Использовать данный вид фольклора в игровой деятельности. 3. Развивать музыкальный слух, память, певческое дыхание, голосовой аппарат. 4. Учить придумывать индивидуальные варианты традиционных фольклорных образов, соответствующих творческим способностям и исполнительским возможностям детей. Проектор, ноутбук, фортепиано. Презентация: «Считалки, дразнилки, частушки». Считалки: «На золотом крыльце сидели», «Вышел месяц из тумана». Дразнилки: «Андрей-воробей», «Ябеда-корябеда». Частушки: «Начинаем петь частушки». Раздел 2 «НАРОДЫЕ ПЕСНИ» 14 часов Октябрь 2 неделя Октябрь 3 неделя Календарные песни 1. Познакомить с календарными песнями на видео. 2. Разъяснить назначение песени, как средства общения человека с природой. 3. Объединить песенный репертуар по тематике и сюжетам (связь со временем года). 4. Разучить песню «Сеювею снежок» Проектор, ноутбук, фортепиано. Презентация: «Календарные песни». Колядки: «Уж как шла Коляда», «Сею-вею снежок», «Сею-вею, посеваю». Масленичные песни: «Пришла Масленка», «Едет масленица дорогая», «На горах катаются», «Ой, блин-блинок», «Прощай, Масленица». Календарные песни 1. Продолжить знакомство с календарными песнями на видео. 2. Разъяснить назначение песени, как средства общения человека с природой. 3. Объединить песенный репертуар по тематике и сюжетам (связь со временем года). 4. Продолжить разучивать песню «Сею-вею снежок» 5. Знакомство с песнями «Уж как шла Коляда», «Сею-вею, посеваю» Проектор, ноутбук, фортепиано. Презентация: «Календарные песни». Колядки: «Уж как шла Коляда», «Сею-вею снежок», «Сею-вею, посеваю». Масленичные песни: «Пришла Масленка», «Едет масленица дорогая», «На горах катаются», «Ой, блин-блинок», «Прощай, Масленица». Календарные песни 1. Повторение песни «Сею-вею снежок» 2. Продолжить знакомство с песнями «Уж как шла Коляда», «Сеювею, посеваю». 3. Знакомство с песнями «Пришла Масленка», «Едет масленица дорогая» 15 Проектор, ноутбук, фортепиано. Презентация: «Календарные песни». Колядки: «Уж как шла Коляда», «Сею-вею снежок», «Сею-вею, посеваю». Масленичные песни: «Пришла Масленка», «Едет масленица дорогая», «На горах катаются», «Ой, блин-блинок», «Прощай, Масленица». Октябрь 4 неделя Ноябрь 1 неделя Календарные песни 1. Повторение песен «Пришла Масленка», «Едет масленица дорогая». 2. Знакомство с песнями «На горах катаются», «Прощай, Масленица». Проектор, ноутбук, фортепиано. Презентация: «Календарные песни». Колядки: «Уж как шла Коляда», «Сею-вею снежок», «Сею-вею, посеваю». Масленичные песни: «Пришла Масленка», «Едет масленица дорогая», «На горах катаются», «Ой, блин-блинок», «Прощай, Масленица». Календарные песни 1. Знакомство с песнями «Уж как шла Коляда», «Сею-вею, посеваю», Знакомство с песнями «Пришла 2. Масленка», «Едет масленица дорогая», «На горах катаются», «Прощай, Масленица». Проектор, ноутбук, фортепиано. Презентация: «Календарные песни». Колядки: «Уж как шла Коляда», «Сею-вею снежок», «Сею-вею, посеваю». Масленичные песни: «Пришла Масленка», «Едет масленица дорогая», «На горах катаются», «Ой, блин-блинок», «Прощай, Масленица». Календарные песни. Веснянки 1. Разъяснить назначение песен. 2. Разучивание песни «Веснянка». 3. Знакомство с песнями «Весна – красна, что ты нам принесла?», «Грачи – кулички, прилетите» 4. Учить детей петь в пределах кварты, точно передавать движение мелодии. 5. Следить за четким и ясным произношением слов, выполнять логическое ударение в музыкальных фразах. Веснянки: «Весна – красна, что ты нам принесла?», «Веснянка», «Грачи – кулички, прилетите». Разъяснить назначение песен. Разучивание песни «Берёзка кудрявая». 3. Знакомство с песнями «А я по лугу», «Хлебушко, расти!» 4. Учить детей петь в пределах кварты, точно передавать движение мелодии. 5. Следить за четким и ясным произношением слов, выполнять логическое ударение в музыкальных фразах. Семицкие песни: «Берёзка кудрявая», «А я по лугу». Жнивные песни: «Хлебушко, расти!» Календарные песни. Семицкие песни. Жнивные песни. 1. 2. 16 Ноябрь 2 неделя Ноябрь 3 неделя Лирические песни. Грустные песни 1. Познакомить с жанровым разнообразием лирических песен (грустные и удалые; глубоко печальные и грозно - мужественные). 2. Знакомство с песней «На улице дождик». Проектор, ноутбук. Презентация: «Лирические песни». Грустные песни: «На улице дождик». Лирические песни. Грустные песни 1. Продолжить знакомство с жанровым 2. Разнообразием лирических песен (грустные и удалые; глубоко печальные и грозно - мужественные). 3. Знакомство с песней «На улице дождик». Проектор, ноутбук. Презентация: «Лирические песни». Грустные песни: «На улице дождик». Лирические песни. Удалые песни 1. Разучивание песни «Во саду ли в огороде». 2. Знакомство с песнями «Заинька, попляши», «Я горошек молочу». 3. Развивать умение детей свободно и непринужденно вести мелодическую линию, не теряя звонкости и полётности голоса. 4. Тренировать дыхание. Удалые песни: «Во саду ли в огороде», «Заинька, попляши», «Я горошек молочу», «А я чайничала» 1. Разучивание песни «Заинька, попляши». 2. Продолжить знакомство с песнями «Я горошек молочу», «А я чайничала». 3. Развивать умение детей свободно и непринужденно вести мелодическую линию, не теряя звонкости и полётности голоса. 4. Тренировать дыхание. Удалые песни: «Во саду ли в огороде», «Заинька, попляши», «Я горошек молочу», «А я чайничала» 1. Разучивание песни «Я горошек молочу». 2. Повторение песен «Во саду ли, в огороде», «Заинька, попляши». 3. Развивать умение детей свободно и непринужденно вести мелодическую линию, не теряя звонкости и полётности голоса. 4. Тренировать дыхание. Удалые песни: «Во саду ли в огороде», «Заинька, попляши», «Я горошек молочу», «А я чайничала» Лирические песни. Удалые песни Лирические песни. Удалые песни 17 Ноябрь 4 неделя Лирические песни. Печальные песни 1. Разучивание песни «Я на камушке сижу». 2. Познакомиться с песней «Как на тоненький ледок». 3. Развивать умение детей свободно и непринужденно вести мелодическую линию, не теряя звонкости и полётности голоса. 4. Тренировать дыхание. Печальные песни: «Я на камушке сижу», «Как на тоненький ледок». Лирические песни. Печальные песни 1. Повторение песни «Я на камушке сижу». 2. Познакомиться с песней «Как на тоненький ледок». 3. Развивать умение детей свободно и непринужденно вести мелодическую линию, не теряя звонкости и полётности голоса. 4. Тренировать дыхание. Печальные песни: «Я на камушке сижу», «Как на тоненький ледок». Раздел 3 «ИГРОВОЙ ФОЛЬКЛОР» (16 ч) Декабрь 1 неделя Декабрь 2 неделя Песенный припев «Кто в игры не играл – тот детства не видал» 1. Ознакомить с основной функцией (связь частей, задачи игры, концовка). 2. Разучить игру вместе песенным припевом «Золотые ворота». 3. Отрабатывать навыки пения. 4. Учить передаче образа, характера в пении. Проектор, ноутбук, фортепиано. Видео-презентация: «Песенный припев». Игра: «Золотые ворота». Песенный припев «Кто в игры не играл – тот детства не видал» 1. Продолжить знакомить с основной функцией (связь частей, задачи игры, концовка). 2. Разучить игру вместе песенным припевом «Зоренька-заря». 3. Отрабатывать навыки пения. 4. Учить передаче образа, характера в пении. Проектор, ноутбук, фортепиано. Видео-презентация: «Песенный припев». Игра: «Зоренька-заря». Песенный припев «Кто в игры не играл – тот детства не видал» 1. Продолжить знакомить с основной функцией (связь частей, задачи игры, концовка). 2. Разучить игру вместе песенным припевом «Мы за плечи взяли друга». 3. Отрабатывать навыки пения. 4. Учить передаче образа, характера в пении. Проектор, ноутбук, фортепиано. Видео-презентация: «Песенный припев». Игра: «Мы за п лечи взяли друга». Песенный припев «Кто в игры не играл – тот детства не видал» 1. Продолжить знакомить с основной функцией (связь частей, задачи игры, концовка). 2. Разучить игру вместе песенным припевом «Никанориха». 3. Отрабатывать навыки пения. 4. Учить передаче образа, характера в пении. Проектор, ноутбук, фортепиано. Видео-презентация: «Песенный припев». Игра: «Никанориха». 18 Декабрь 3 неделя Декабрь 4 неделя Песенный припев 1. Разучить игру вместе песенным припевом «Заря заряница». 2. Повторение игр «Золотые ворота», «Зоренька-заря», «Мы за плечи взяли друга», «Никанориха» 3. Отрабатывать навыки пения. 4. Учить передаче образа, характера в пении. Игры: «Заря-заряница», «Золотые ворота», «Зоренька-заря», «Мы за плечи взяли друга», «Никанориха» Движения, театрализованно е действо 1. Знакомство с подвижными народными играми». 2. Разучивание игры «Шёл козёл по лесу». 3. Работать над движениями, диалогами в играх. 4. Учить двигаться в соответствии с характером музыки, передавать в движении содержание текста песен. 5. Приучать прислушиваться к логическому заключению музыки. 6. Подводить детей к умению выразительно передавать игровой образ Проектор, ноутбук, фортепиано. Видео-презентация: «Русские народные игры. Движение, театрализованное действо». Игры: «Шёл козёл по лесу», «Заря-заряница», «Золотые ворота» Движения, театрализованно е действо 1. Знакомство с подвижными народными играми». 2. Разучивание игры «Шёл козёл по лесу». 3. Работать над движениями, диалогами в играх. 4. Учить двигаться в соответствии с характером музыки, передавать в движении содержание текста песен. 5. Приучать прислушиваться к логическому заключению музыки. 6. Подводить детей к умению выразительно передавать игровой образ Проектор, ноутбук, фортепиано. Видео-презентация: «Русские народные игры. Движение, театрализованное действо». Игры: «Шёл козёл по лесу», «Заря-заряница», «Золотые ворота» Движения, театрализованно е действо 1. Знакомство с подвижными народными играми». 2. Разучивание игры «Сапожник». 3. Работать над движениями, диалогами в играх. 4. Учить двигаться в соответствии с характером музыки, передавать в движении содержание текста песен. 5. Приучать прислушиваться к логическому заключению музыки. 6. Подводить детей к умению выразительно передавать игровой образ Проектор, ноутбук, фортепиано. Видео-презентация: «Русские народные игры. Движение, театрализованное действо». Игры: «Шёл козёл по лесу», «Заря-заряница», «Сапожник», «Золотые ворота» 19 Январь 1 неделя Январь 2 неделя Январь 3 неделя Движения, театрализованно е действо 1. Разучивание игры «Горелки». 2. Работать над движениями, диалогами в играх. 3. Повторение игр «Шёл козёл по лесу», «Заря-заряница», «Золотые ворота», «Сапожник». 4. Учить двигаться в соответствии с характером музыки, передавать в движении содержание текста песен. 5. Приучать прислушиваться к логическому заключению музыки. Подводить детей к умению выразительно передавать игровой образ. Игры: «Горелки», «Шёл козёл по лесу», «Заря-заряница», «Золотые ворота», «Сапожник» 1. Разучивание игры «У медведя во бору». 2. Работать над движениями, диалогами в играх. 3. Повторение игр «Горелки», «Шёл козёл по лесу», «Заря-заряница», «Золотые ворота». Игры: «У медведя во бору», «Горелки», «Шёл козёл по лесу», «Заря-заряница», «Золотые ворота» Движения, театрализованно е действо 1. Разучивание игры «Ручеёк». 2. Работать над движениями, диалогами в играх. 3. Повторение игр «У медведя во бору», «Шёл козёл по лесу», «Зарязаряница», «Золотые ворота». 4. Учить двигаться в соответствии с характером музыки, передавать в движении содержание текста песен. 5. Приучать прислушиваться к логическому заключению музыки. 6. Подводить детей к умению выразительно передавать игровой образ. Игры: «Ручеёк», «У медведя во бору», «Горелки», «Шёл козёл по лесу», «Заря-заряница», «Золотые ворота» Движения, театрализованно е действо 1. Разучивание игры «Карусель». 2. Работать над движениями, диалогами в играх. 3. Повторение игр «У медведя во бору», «Шёл козёл по лесу», «Зарязаряница», «Золотые ворота», «Ручеек». 4. Учить двигаться в соответствии с характером музыки, передавать в движении содержание текста песен. 5. Приучать прислушиваться к логическому заключению музыки. 6. Подводить детей к умению выразительно передавать игровой образ. Игры: «Ручеёк», «Карусель», «У медведя во бору», «Горелки», «Шёл козёл по лесу», «Заря-заряница», «Золотые ворота» Движения, театрализованно е действо 1. Разучивание игры «Сокол молодой». 2. Работать над движениями, диалогами в играх. Игры: «Сокол молодой», «Ручеёк», «Карусель», «У медведя во бору», «Горелки», «Шёл козёл по лесу», «Заря-заряница», 20 Январь 4 неделя 3. Повторение игр «У медведя во бору», «Шёл козёл по лесу», «Зарязаряница», «Золотые ворота», «Ручеек». 4. Учить двигаться в соответствии с характером музыки, передавать в движении содержание текста песен. 5. Приучать прислушиваться к логическому заключению музыки. 6. Подводить детей к умению выразительно передавать игровой образ. «Золотые ворота» 1. Разучивание игры «Гори, гори ясно». 2. Работать над движениями, диалогами в играх. 3. Повторение игр, которые нравятся. 4. Учить двигаться в соответствии с характером музыки, передавать в движении содержание текста песен. 5. Приучать прислушиваться к логическому заключению музыки. 6. Подводить детей к умению выразительно передавать игровой образ. Игры: «Гори, гори ясно», «Сокол молодой», «Ручеёк», «Карусель», «У медведя во бору», «Горелки», «Шёл козёл по лесу», «Заря-заряница», «Золотые ворота» Движения, театрализованно е действо 1. Разучивание игры «Ворон». 2. Работать над движениями, диалогами в играх. 3. Повторение игр, которые нравятся. 4. Учить двигаться в соответствии с характером музыки, передавать в движении содержание текста песен. 5. Приучать прислушиваться к логическому заключению музыки. 6. Подводить детей к умению выразительно передавать игровой образ. Игры: «Ворон, «Гори, гори ясно», «Сокол молодой», «Ручеёк», «Карусель», «У медведя во бору», «Горелки», «Шёл козёл по лесу», «Заря-заряница», «Золотые ворота» Движения, театрализованно е действо 1. Повторение игр, которые нравятся. 2. Учить двигаться в соответствии с характером музыки, передавать в движении содержание текста песен. 3. Приучать прислушиваться к логическому заключению музыки. 4. Подводить детей к умению выразительно передавать игровой образ. Игры: «Ворон, «Гори, гори ясно», «Сокол молодой», «Ручеёк», «Карусель», «У медведя во бору», «Горелки», «Шёл козёл по лесу», «Заря-заряница», «Золотые ворота» Раздел 4 «ХОРОВОД» 16 часов 21 Февраль 1 неделя Февраль 2 неделя Февраль 3 неделя Февраль 4 неделя Виды народных танцев. Хоровод, плясовая, кадриль. 1. Виды народных танцев (хоровод, плясовая, кадриль) 2. Познакомить с видами народных танцев. 3. Показать видео с данными видами танцев в исполнении детей. Проектор, ноутбук. Видео-презентация: «Виды народных танцев». Хоровод: «Во поле берёза стояла». Плясовая: «А я чайничала» Кадриль: «Кадриль с семечками» Виды народных танцев. Плясовая 1. Разучивание плясовой «А я чайничала». 2. Отработка хореографических движений отдельно и в танце. 3. Учить самостоятельно изменять движения в связи со сменой частей танца. Плясовая: «А я чайничала» Виды народных танцев. Кадриль 1. Разучивание «Детской кадрили». 2. Отработка хореографических движений отдельно и в танце. 3. Учить самостоятельно изменять движения в связи со сменой частей танца. Кадриль: «Кадриль с семечками» Виды народных танцев. Кадриль 1. Разучивание «Детской кадрили». 2. Отработка хореографических движений отдельно и в танце. 3. Учить самостоятельно изменять движения в связи со сменой частей танца. Кадриль: «Кадриль с семечками» Виды народных танцев. Плясовая 1. Разучивание плясовой «Русская плясовая». 2. Отработка хореографических движений отдельно и в танце. 3. Учить самостоятельно изменять движения в связи со сменой частей танца. Плясовая: «Русская плясовая» Виды народных танцев. Плясовая 1. Разучивание плясовой «Русская плясовая». 2. Отработка хореографических движений отдельно и в танце. 3. Учить самостоятельно изменять движения в связи со сменой частей танца. Плясовая: «Русская плясовая» Основные элементы русского хоровода (Орнаментальны е хороводы) 1. Виды хороводов: хореографический (движение), песенный, драматический (разыгрывание сюжета). 2. Разучивание хоровода «Во поле берёза стояла». 3. Отработка хореографических движений отдельно и в танце Проектор, ноутбук, фортепиано. Видео-презентация: «Основные элементы русского хоровода». Хоровод: «Во поле берёза стояла» 22 Март 1 неделя Март 2 неделя Март 3 неделя Основные элементы русского хоровода. (Игровые хороводы. Осенний хоровод) Основные элементы русского хоровода. (Игровые хороводы. Осенний хоровод) Основные элементы русского хоровода (Весенний хоровод) Основные элементы русского хоровода (Весенний хоровод) Основные 1. элементы 2. русского хоровода (Парный хоровод) Основные элементы русского хоровода (Парный хоровод) 4. Разучивание хоровода «Во поле берёза стояла». 5. Отработка хореографических движений отдельно и в танце Хоровод: «Во поле берёза стояла» 1. Основное построение хоровод а – круг, его круговая композиция (подобие солнца) и движение по ходу солнца (хождение за солнцем – «посолонь»). 2. Отработка движений отдельно и в танце «Во поле берёза стояла». 3. Знакомство с танцемхороводом «А я по лугу» (наглядно по видео) и разучивание движений танца. Хоровод: «Во поле берёза стояла». «А я по лугу» Игровой осенний хоровод: «Огородная хороводная» 1. Отработка движений отдельно и под музыку «А я по лугу». 2. Игра-хоровод: «Огородная хороводная». Хоровод: «А я по лугу» Игровой осенний хоровод: «Огородная хороводная» 1. Знакомство с жанром весенний хоровод. 2. Отработка танцев «Во поле берёза стояла», «А я по лугу». 3. Знакомство с хороводом «Речка» 4. Отработка хореографических движений отдельно и в танце. 1. Знакомство с жанром весенний хоровод. 2. Отработка хоровода «Речка». 3. Отработка хореографических движений отдельно и в танце. Хоровод: «Во поле берёза стояла», «А я по лугу», «Речка» Знакомство с парным хороводом. Разучивание танца «Во саду ли в огороде». 3. Отработка хореографических движений отдельно и в танце Хоровод: «Во саду ли в огороде». 1. Разучивание танца «Во саду ли в огороде». 2. Отработка хореографических движений отдельно и в танце Хоровод: «Во саду ли в огороде». 23 Хоровод: «Речка» Март 4 неделя Апрель 1 неделя Основные элементы русского хоровода (Основные фигуры хороводов: «звёздочка», «полукруг», «колонка», «круг в круге») Основные элементы русского хоровода (Основные фигуры хороводов: «звёздочка», «полукруг», «колонка», «круг в круге») 1. Отработка основных фигур хоровода «звёздочка», «полукруг», «колонка», «круг в круге» 2. Отработка разученных хороводов и фигур отдельно и в хороводе. Хоровод: «Во поле берёза стояла», «А я по лугу», «Во саду ли в огороде», «Речка» 1. Отработка основных фигур хоровода «звёздочка», «полукруг», «колонка», «круг в круге» 2. Отработка разученных хороводов и фигур отдельно и в хороводе. Хоровод: «Во поле берёза стояла», «А я по лугу», «Во саду ли в огороде», «Речка» Раздел 5 «ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ» 16 часов Знакомство с 1. Учить классифицировать Проектор, ноутбук. народными Презентация: «Знакомство с народные инструменты. народными инструментами». инструментами. 2. Учить определять тембр Игра на трещотках: «В Трещотка. музыкальных инструментов. огороде бел козел». 3. Познакомить с русским народным инструментом трещоткой и техникой игры на нем. 4. Разучивание песни «В огороде бел козел» с использование РНИ трещотка. Знакомство с 1. Познакомить с РНИ ложки и Игра на ложках, трещотках: народными «Ягодка-малинка». техникой игры на них. инструментами. 2. Разучивание приемов игры на Ложки. ложках 3. Разучивание песни «Ягодкамалинка» с использованием РНИ ложки. Апрель 2 неделя Знакомство с народными инструментами. Ложки. Ансамблевая игра. Трещотки, ложки 1. Познакомить с РНИ ложки и техникой игры на них. 2. Разучивание приемов игры на ложках 3. Разучивание песни «Ягодкамалинка» с использованием РНИ ложки. 1. Познакомиться с детскими ансамблями ложкарей на видео. 2. Повторить песни «В огороде бел козел», «Ягодка-малинка» с использованием РНИ трещотки, ложки. 24 Игра на ложках, трещотках: «Ягодка-малинка». Проектор, ноутбук, фортепиано. Видео-презентация: «Ансамбли ложкарей». Игра на трещотках: «В огороде бел козел». Апрель 3 неделя Ансамблевая игра. Трещотки, ложки Ансамблевая игра. Треугольник Апрель 4 неделя Ансамблевая игра. Треугольник Ансамблевая игра. Маракасы. Май 1 неделя Ансамблевая игра. Маракасы. 3. Учить детей контролировать себя в данном виде деятельности, подстраиваться к игре своих товарищей, соблюдая ритмический рисунок музыкального произведения. 3. Самостоятельно начинать и заканчивать игру на детских музыкальных инструментах, в соответствии с частями произведения, его вариациями 1. Повторить песни «В огороде бел козел», «Ягодка-малинка» с использованием РНИ трещотки, ложки. 2. Учить детей контролировать себя в данном виде деятельности, подстраиваться к игре своих товарищей, соблюдая ритмический рисунок музыкального произведения. 3. Самостоятельно начинать и заканчивать игру на детских музыкальных инструментах, в соответствии с частями произведения, его вариациями Игра на ложках, трещотках: «Ягодка-малинка». 1. Познакомить детей с музыкальным инструментомтреугольник и техникой игры на нем. 2. Просмотр видео выступления фольклорного ансамбля с участием РНИ треугольника. 3. Игра на треугольниках «Воробушек-воробей» 1. Игра на треугольниках «Воробушек-воробей», «Ах вы, сени, мои сени» Проектор, ноутбук, фортепиано. Видеопрезентация: «Фольклорный ансамбль с участием треугольника». Игра на треугольниках: «Воробушек-воробей» 1. Познакомить детей с музыкальным инструментом - маракас и техникой игры на нем. 2. Просмотр видео выступления фольклорного ансамбля с участием РНИ маракас. 3. Индивидуальная импровизация на маракасах. 3. Разучивание песни «Во кузнице» с использованием РНИ маракасы 1. Индивидуальная импровизация на маракасах. 2. Разучивание песни «Во кузнице» с использованием РНИ маракасы Проектор, ноутбук, баян. Видеопрезентация: «Фольклорный ансамбль с участием маракас». Игра на маракасах: «Во кузнице». 25 Проектор, ноутбук, фортепиано. Видео-презентация: «Ансамбли ложкарей». Игра на трещотках: «В огороде бел козел». Игра на ложках, трещотках: «Ягодка-малинка». Игра на треугольниках: «Воробушек-воробей», «Ах вы, сени, мои сени» Игра на маракасах: «Во кузнице». Ансамблевая игра. Май 2 неделя Ансамблевая игра. Ансамблевая игра. Май 3 неделя Ансамблевая игра. 1. Работа над песнями «В огороде бел козел», «Ягодка-малинка» с использованием РНИ трещотки, ложки. 2. Учить детей контролировать себя в данном виде деятельности, подстраиваться к игре своих товарищей, соблюдая ритмический рисунок музыкального произведения. 3. Самостоятельно начинать и заканчивать игру на детских музыкальных инструментах, в соответствии с частями произведения, его вариациями. 1. Работа над песнями «В огороде бел козел», «Ягодка-малинка» с использованием РНИ трещотки, ложки. 2. Учить детей контролировать себя в данном виде деятельности, подстраиваться к игре своих товарищей, соблюдая ритмический рисунок музыкального произведения. 3. Самостоятельно начинать и заканчивать игру на детских музыкальных инструментах, в соответствии с частями произведения, его вариациями. 1. Работа над песнями «Я на горку шла», «Ах вы, сени, мои сени» с использованием РНИ трещотки, ложки. 2. Учить детей контролировать себя в данном виде деятельности, подстраиваться к игре своих товарищей, соблюдая ритмический рисунок музыкального произведения. 3. Самостоятельно начинать и заканчивать игру на детских музыкальных инструментах, в соответствии с частями произведения, его вариациями. 1. Работа над песнями «Во кузнице», Калинка», «Я на горку шла», «Ах вы, сени, мои сени» с использованием РНИ треугольник, маракасы, ложки, трещотки. 2. Учить детей контролировать себя в данном виде деятельности, подстраиваться к игре своих товарищей, соблюдая ритмический рисунок музыкального произведения. 3. Самостоятельно начинать и заканчивать игру на детских музыкальных инструментах, в соответствии с частями произведения, его вариациями 26 Игра на трещотках: «В огороде бел козел». Игра на ложках, трещотках: «Ягодка-малинка». Игра на трещотках: «В огороде бел козел». Игра на ложках, трещотках: «Ягодка-малинка». Игра на ложках, трещотках: «Я на горку шла», «Ах вы, сени, мои сени». Игра на ложках, трещотках: «Во кузнице», Калинка», «Я на горку шла», «Ах вы, сени, мои сени» Ансамблевая игра. Май 4 неделя 1. Работа над песнями «Во Игра на ложках, трещотках: кузнице», Калинка», «Я на горку «Во кузнице», Калинка», «Я на горку шла», «Ах вы, сени, мои шла», «Ах вы, сени, мои сени» с сени» использованием РНИ треугольник, маракасы, ложки, трещотки. 2. Учить детей контролировать себя в данном виде деятельности, подстраиваться к игре своих товарищей, соблюдая ритмический рисунок музыкального произведения. 3. Самостоятельно начинать и заканчивать игру на детских музыкальных инструментах, в соответствии с частями произведения, его вариациями ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ ОТЧЁТНОЕ ФОЛЬКЛОРНОЕ РАЗВЛЕЧЕНИЕ 2 часа Отчётное Фольклорное развлечение, согласно фольклорное сценарию. развлечение Отчётное выступление Промежуточная аттестация 8. Оценочные и методические материалы Уровни владения детьми народным музыкальным фольклором 1. Наличие элементарных знаний о народных традициях 2. Знание народных инструментов 3. Владение основами малого фольклора (потешки, считалки, поговорки, дразнилки) 4. Багаж народных игр 5. Формирование певческих навыков 6. Эмоциональная отзывчивость при восприятии произведений фольклора 7. Художественно творческое развитие Методика выявления уровня овладения детьми народным музыкальным фольклором 27 Определение уровня владения детьми музыкальным фольклором осуществляется в непринуждённой беседе с ребенком. Используются игровые приёмы и многочисленные наглядные предметные пособия, детские музыкальные инструменты. В предлагаемой ниже таблице представлены материалы, раскрывающие уровневую оценку каждой из семи показателей владения детьми народным музыкальным фольклором. Показатели Эмоциональная отзывчивость при восприятии русского народного фольклора Наличие элементарных знаний о народных традициях Формирование певческих навыков Багаж народных игр Уровни У ребёнка отмечается яркое эмоционально оценочное отношение к музыкальному фольклору, умение самостоятельно охарактеризовать музыку, применяя художественно образное описание У ребёнка имеется эмоционально оценочное отношение к музыкальному фольклору: он обладает умением охарактеризовать музыку, но после словесной помощи взрослого. У ребёнка имеется эмоциональное отношение к музыкальному фольклору, может охарактеризовать музыку после словесной помощи взрослого с опорой на немузыкальные компоненты (используется зрительная наглядность или моторные действия)/ Ребёнок отлично отвечает на вопрос муз. рук. о народном празднике (по желанию ребёнка) а также ребёнок без помощи взрослого сам рассказывает о празднике и традиции выбранных им самим народном празднике Ребёнок хорошо отвечает на вопрос, но после словесной помощи взрослого (задачи аналогичные) Ребёнок различает праздники и традиции с опорой на немузыкальные компоненты ( используется зрительная наглядность) Ребёнок самостоятельно быстро и правильно воспроизводит незнакомую мелодию ( по усмотрению муз. рук) Ребёнок правильно воспроизводит песню или мелодию после оказания ему моторной помощи Ребёнок отлично знает несколько народных игр, называет их без помощи взрослого (3-4 игры) Ребёнок правильно отвечает на вопрос взрослого после словесноё помощи взрослого (2-3 игры) 28 Баллы 4 балла 3 балла 2 балла 4 балла 3 балла 2 балла 4 балла 2 балла 4 балла 3 балла Знание русских народных инструментов Ребёнок правильно отвечает на вопрос взрослого после оказания ему моторной помощи (Показ действий к игре или название игры) (1-2 игры) Знание перечисленных жанров малого фольклора (5-6) Знание перечисленных жанров малого фольклора (4-5) Знание перечисленных жанров малого фольклора (3-4) Ребёнок отлично различает тембровые свойства музыкального звучания русских народных инструментов (по усм. муз. рук). Художественно-творческое развитие Ребёнок хорошо различает тембровые отношения русских музыкальных инструментов после словесной помощи характеризующей звучание инструментов Ребёнок различает тембровые свойства музыкальных инструментов после оказания ему моторной помощи ( предлагается поиграть ребёнку на инструменте и даётся характеристика особенности звучания) Ребёнок свободно сочиняет или исполняет оригинальную песню или танец («свою» песню или танец) Владение основами малого фольклора (потешки, считалки, поговорки) Ребёнок сочиняет и исполняет песню или танец после словесной помощи взрослого (элементарная словесная помощь) Ребёнок сочиняет и исполняет песню или танец после оказания моторной помощи ( предлагается образец исполненный взрослым, который исполняется вместе с муз. рук.) 2 балла 4 балла 3 балла 2 балла 4 балла 3 балла 2 балла 4 балла 3 балла 2 балла Анализ и обобщение полученных результатов Показатели уровня развития детей № Список детей 1 2 3 4 1 2 3 4 5 6 7 29 5 6 7 Общая оценка Уровень развития 8 9 10 11 12 13 14 15 Уровень развития музыкальности ребёнка определяется суммой развития семи основных показателей деленных на общее количество показателей-7. Итоговый показатель уровня развития музыкальности ребёнка рассчитывается по формуле У. муз. р.= 1+2+3+4+5+6+7 7 1- эмоциональная отзывчивость при восприятии народного фольклора 2- наличие элементарных знаний о народных традициях 3- формирование певческих навыков 4- багаж народных игр 5- владение основами малого фольклора (потешки, считалки, поговорки) 6- знание русских народных инструментов 7-художественное творческое развитие Нормы оценки уровня владения детьми русским музыкальным фольклором (в баллах) Уровни О Ч Н Итоговые показатели (в баллах) 3,5-4 балла 2,4-3,4 1,3-2,3 Описательная характеристика уровней владения русским народным фольклором ребёнка дошкольного возраста О (Программа освоена в полном объѐме) 3, 4-4 балла. Ребенок обладает устойчивым интересом к музыкальной деятельности, ярким эмоционально-оценочным отношением к музыкальным образам, выраженным в музыкальном произведении, умением охарактеризовывать музыку, применяя художественно-образное описание, самостоятельно даёт жанровую характеристику 30 музыкальных произведений, отличается творческим отношением к различным видам музыкальной деятельности и прекрасной музыкальной памятью. Ч (Программа частично освоена) 2,4-3, 4 балла У ребёнка отмечается положительный интерес к музыке. Он обладает эмоциональнооценочным отношением к музыке и умением охарактеризовать её. С помощью элементарных наводящих вопросов взрослого правильно даёт жанровую характеристику музыкальных произведений и рассказывает об общем характере музыки. Отличается хорошей музыкальной памятью. Н (Освоение программы находится на стадии формирования) 1,3-2, 3 балла У ребёнка отмечается интерес к музыке. Он обладает эмоционально-оценочным отношением к музыке и умением охарактеризовать её. Определить жанр при условии оказания ему словесной помощи и с опорой на зрительную наглядность или моторную помощь. 31 Методическое обеспечение 1. Арсенина Е.Н. Музыкальные занятия. Подготовительная группа. – Изд.2. – Волгоград: Учитель, 2014. 2. Борменкова Т.М. Русский фольклор в развитии речи детей. – М.: ТЦ Сфера, 2018. 3. Бойчук И.А. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. Подготовительная группа. – СПб.: ООО «Издательство «ДетствоПресс», 2020. 4. Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 2-7 лет. – М.: Мазайка-Синтез, 2015. 5. Зацепина М.Б. Развитие ребенка в музыкальной деятельности: Обзор программ дошкольного образования. – М.: ТЦ СФЕРА, 2010. 6. Костина Э.П. Музыкально дидактические игры: метод. Пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. 7. Мерзлякова С.И. Театрализованные игры: методическое издание для работников дошкольных образовательных организаций. – М.: Обруч, 2012. 8. Пантелеева Н.Г. Народные праздники в детском саду: Методическое пособие. – М.: МАЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2014. 9. Родынова О.П. Музыкальные шедевры: Сказка в музыке. Музыкальные инструменты. – 2-у изд., перераб. – М.: ТЦ СФЕРА, 2014. 10. Родынова О.П. Музыкальные шедевры: Музыка о животных и птицах. – 2-е изд., перераб. – М.: ТЦ СФЕРА,2014. 11. Родынова О.П. Музыкальные шедевры: Песня, танец, марш. – 2-е изд., перераб. – М.: ТЦ СФЕРА,2014. 12. Интернет – ресурсы. 32