1 Оглавление Пояснительная записка…………………………………………………………3 Паспорт программы……………………………………………………………4-6 Информационная справка о ДОУ…………………………………………… 6-7 Проблемный анализ…………………………………………………..………..8-13 Концепция Программы развития…………………………………………….13-15 Основные мероприятия по реализации Программы..………………………..15-24 Ожидаемые результаты Программы…..……………………………………...24-26 Оценка результатов Программы..…………………………………………….26-30 I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 2 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3 «Умка» является дошкольной образовательной организацией, основной задачей которой является реализация в полном объеме образовательных программ дошкольного образования в соответствии с установленными требованиями. Результаты работы учреждения в целом, соответствует средним показателям по Тоншаевскому муниципальному району. Дальнейшее повышение качества образования в учреждении требует более полного учета принципов и задач воспитания и развития детей дошкольного возраста в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. В этой связи продолжает оставаться актуальным совершенствование условий, необходимых для реализации следующих принципов: построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования; признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. ФГОС ДО ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Ведущими видами детской деятельности являются: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная. Приоритетной становится совместная детско-взрослая проектная деятельность. В данной программе выделены основные направления работы коллектива на 4 года, учтено внедрение инновационных форм работы с детьми и родителями, переориентация педагогического коллектива на современные образовательные технологии в условиях развития ДОУ. II. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ НА 2020-2024г. Наименование Программа развития МДОУ «Детский сад №3 «Умка» на программы 2020-2024г. Основания для 1. Федеральный закон от 21.12.2012г. № 273-ФЗ «Об разработки программы, образовании в Российской Федерации» (далее – нормативные Федеральный закон «Об образовании в Российской документы Федерации»). 2. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. №1155); 3. "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13; 4. Конституция РФ 5. Закон Российской Федерации «Об образовании», вступивший в силу 1 сентября 2013года. 6. Конвенция о правах ребенка. 7. Устав МБДОУ. 8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Минобрнауки от 14.10.2013года № 1155) 3 9. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам дошкольного образования» (Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. N 1014); Разработчик Заведующий Сухарева Елена Борисовна программы Сроки выполнения и Программа реализуется в период с 2020г. по 2024г. этапы реализации программы Назначение программы 1. Программа развития предназначена для определения перспективных направлений развития образовательного учреждения на основе анализа работы МДОУ «Детский сад №3 «Умка» за предыдущий период. 2. В ней отражены тенденции изменений, охарактеризованы главные направления обновления содержания образования и организации воспитания, управление дошкольным учреждением на основе инновационных процессов. Проблема Развитие дошкольного образовательного учреждения в условиях, заданных ФГОС ДО, основными ориентирами которого являются: 1. повышение социального статуса дошкольного образования; 2. обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования и государственных гарантий уровня и качества ДО на основе единства обязательных требований; 3. сохранение единства образовательного пространства РФ относительно уровня ДО. 4. необходимость интенсификации педагогического труда, повышение его качества и результативности педагогов к применению современных образовательных технологий; Цель Повышение качества воспитания и образования детей, удовлетворение социального заказа на образовательные услуги в отношении детей дошкольного возраста. Задачи 1. Реализация инновационных проектов для отработки новых технологий и содержания обучения и воспитания; 2 Обновление системы показателей и средств оценки качества дошкольного образования, увязанной с показателями на федеральном, региональном и местном уровнях; 3 Повышение профессионального уровня работников, обеспечивающих реализацию образовательных программ; 4 4 5 Совершенствование системы управления в ДОУ в соответствии с запросами социума; Повышение вовлеченности родителей (законных представителей) в процесс воспитания и развития детей; Основные функции Программы 1. очерчивает стратегию развития детского сада; 2. выделяет приоритетные направления работы; 3. ориентирует всю деятельность на конечный результат. Принципы 1. программно-целевого подхода, который образовательной предполагает единую систему планирования и деятельности ДОУ в своевременное внесение корректив в планы; рамках программы 2. информационной компетентности участников Развития образовательного процесса о происходящем в ДОУ: целевые установки доводятся до каждого участника педагогического процесса путем обсуждения и принятия соответствующих решений на педагогическом совете ДОУ; 3. вариативности, предполагающей осуществление различных вариантов действий по реализации задач развития ДОУ; включения в решение задач Программы развития всех субъектов образовательного пространства. Ожидаемые результаты 1. осуществление оценки степени достижения ожидаемых результатов при выполнении программных мероприятий; 2. изучение мнения родителей, других участников образовательных отношений об эффективности реализации программных мероприятий; 3. подготовка предложений по корректировке процесса управления Программой. Этапы реализации Программы Программа рассчитана на 4 года с 2020-2024гг. Реализуется в три этапа: первый этап2020 год – организационноподготовительный этап (создание условий для реализации программы); второй этап- 2021-2023 годы - практический этап (работа по преобразованию существующей системы); третий этап- 2024 год - итоговый: аналитическиинформационный этап (мониторинг эффективности реализации программы, аналитическая оценка качественных и количественных изменений, произошедших в учреждении). Система контроля за реализацией Программы Комплексная система мониторинга качества образовательного процесса, эффективности реализации всех структурных блоков программы. Результаты контроля ежегодно обсуждаются на итоговом педагогическом совете, предоставляются общественности через публикации на сайте ДОУ. 5 Финансовое обеспечение Программы Выполнение программы обеспечивается за счёт различных источников финансирования: бюджет и внебюджетные дополнительные привлеченные средства (спонсорские взносы, добровольные пожертвования для ведения уставной деятельности и прочие доходы, расширенные нормативно-правовыми документами, регламентирующими финансово-хозяйственную деятельность образовательного учреждения). Риски Пассивность педагогической общественности по отношению к заявленным направлениям взаимодействия; Непонимание и нежелание родителей участвовать в жизни детского сада и совместно решать общие задачи; Не достижение всех заявленных результатов; III.ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА Полное название: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3 «Умка» Сокращенное название: МДОУ «Детский сад № 3 «Умка» Категория ДОУ: общеразвивающего вида Юридический адрес: 606950, Нижегородская область, рабочий поселок Тоншаево, улица Чкалова, дом 13. Фактический адрес: 606950, Нижегородская область, рабочий поселок Тоншаево, улица Чкалова, дом 13. Ведомство: Управление образования, спорта и молодежной политики администрации Тоншаевского муниципального района Количество групп: 4 Количество детей по лицензии: 90 Наполняемость фактическая: 90 Основные характеристики образовательного учреждения Назначение образовательного учреждения: - разностороннее развитие и воспитание ребенка с учетом региональных особенностей и условий дошкольного учреждения - удовлетворение потребностей семьи и общества в уходе за детьми, сохранение и укрепление их здоровья - обеспечение непрерывности системы образования, в котором ДОУ является первой ступенью - реализация основной образовательной программы дошкольного образования по всем направлениям: физическое, познавательное, речевое, социально-личностное и художественно-эстетическое развитие 6 IV. ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ Необходимость разработки программы развития ДОУ на период 2020-2024 годов обусловлена важностью целей развития образования и сложностями социальноэкономической ситуации этого периода в Российской Федерации. Поэтому стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина остается неизменной на повестке дня. Основной целью образовательной политики в сфере дошкольного образования является обеспечение гарантий доступного и качественного дошкольного образования, обеспечивающего равные стартовые условия для последующего успешного обучения ребенка в школе. Реализация основных направлений развития системы дошкольного образования невозможна без ключевых общесистемных изменений в дошкольном учреждении. Содержание образования сегодня направлено не только на приобретение знаний воспитанниками, но и на развитие личности, где ребёнок выступает как субъект разнообразных видов детской деятельности в условиях самореализации в окружающем мире, развитие его познавательных и созидательных способностей. Ориентация на ребёнка и его потребности, создание в дошкольном учреждении условий, обеспечивающих гармоническое развитие личности каждого ребёнка и сотрудника, мотивация на эффективную деятельность – такова суть педагогического процесса. Образовательная деятельность ДОУ (Реализация образовательной программы, оценка качества образования) Содержание образовательного процесса определяется основной общеобразовательной программой дошкольного образования разработанной в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 и зарегистрированным в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384;с учетом основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Парциальные образовательные программы, реализуемые в ДОУ: - «Безопасность» Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина; - «Коррекция нарушения речи» Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова, А.В. Лагутина. В образовательной деятельности значительное место занимает использование инновационных педагических технологий. Активно используются информационнокоммуникационные технологии, технология проектной деятельности, исследовательская технология. Особое внимание уделяется личностно-ориентированным и здоровьесберегающим технологиям. С декабря 2019 года МДОУ «Детский сад №3 «Умка» является муниципальной инновационной площадкой по проблеме « Разработка и апробация технологий развития письменно-речевой деятельности в условиях подготовки детей к школе». 7 Все программы и технологии расширяют и углубляют основное образовательное содержание, что позволяет удовлетворить разнообразные образовательные потребности современной семьи и интересы дошкольников. Таким образом, образовательная деятельность в ДОУ строится с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей воспитанников и осуществляется в основных видах детской деятельности: игровой, познавательно-исследовательской, двигательной, коммуникативной, продуктивной, трудовой. Основными формами работы в дошкольном образовательном учреждении являются: - образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, продуктивной, музыкальнохудожественной, чтения); - образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов; - совместная деятельность детей и взрослых. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности ДОУ В детском саду функционируют: • музыкальный зал, оснащенный музыкальными инструментами, аудио и видео аппаратурой, интерактивным оборудованием, а также детскими музыкальными инструментами • спортивный зал, оснащенный в полном объеме как стандартным, так и нестандартным спортивным оборудованием • методический кабинет – оснащен достаточным количеством методической и художественной литературы, создана электронная библиотека с рекомендациями и опытом для педагогов по всем направлениям реализации задач основной общеобразовательной программы и взаимодействию с родителями, инструментарий для проведения мониторинга развития воспитанников, база передового педагогического опыта Воспитатели в работе с детьми используют аудио и видео аппаратуру, что способствует всестороннему развитию детей. В дошкольном учреждении создана благоприятная предметно-развивающая среда, которая позволяет в полном объеме реализовать воспитательно-образовательные задачи. Каждая групповая комната имеет индивидуальный интерьер, специально подобранный игровой и учебный материал. На территории ДОУ для детей оборудованы: • игровые площадки • спортивная площадка Особенностью развивающей среды детского сада эстетичность. можно считать информационность, Предметно-пространственное окружение ДОУ эстетически продумано и оформлено. В группах создана своя предметно-развивающая среда, созвучная тем программам и технологиям, по которым работают педагоги. При оформлении групповых ячеек воспитатели исходят из требований федерального государственного стандарта и безопасности используемого материала для здоровья детей. В детском саду имеется современные технические, предоставляющие возможность каждому воспитателю применять современные информационные технологии в образовательном процессе. 8 Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ содержательно насыщена, доступная, безопасная, вариативная, трансформируемая и полифункциональная, соответствует возрастным возможностям детей. На основании Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155, в целях оценки эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования, проводился мониторинг освоения воспитанниками образовательной программы дошкольного образования. Во всех возрастных группах в 2019 году был проведен мониторинг освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования МДОУ «Детский сад № 3 «Умка». Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы по 5 образовательным областям. Он основывается на анализе достижения детьми промежуточных результатов, которые описаны в каждом разделе образовательной программы. Форма проведения мониторинга представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, анализ продуктов детской деятельности и специальные педагогические пробы, организуемые педагогами. Результаты освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования на конец 2019 года представлены в диаграмме (в %). 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0 82 73 69 63 62 35 34 28 24 15 4 ОО "СКР" 3 ОО "ПР" 3 ОО "РР" 3 ОО "ХЭР" 3 ОО "ФР" Из диаграммы видны, высокие показатели в образовательных областях «Социальнокоммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие». Следует обратить внимание на образовательную область «Речевое развитие» Педагогическая диагностика направлена на изучение ребенка дошкольного возраста для познания его индивидуальности и оценки его развития как субъекта познания, общения и деятельности; на понимание мотивов его поступков, видение скрытых резервов личностного развития, предвидение его поведения в будущем. Анализ состояния образовательной деятельности направлен на отслеживание качества: 9 - результатов деятельности учреждения в текущем учебном году; - педагогического процесса, реализуемого в учреждении; - качества условий деятельности учреждения (анализ условий предусматривает оценку профессиональной компетентности педагогов и оценку организации, развивающей предметно-пространственная среды). Качество подготовки детей к школьному обучению в соответствии с целевыми ориентирами на этапе завершения ребенком дошкольного образования можно отметить, как позитивное. Проблемы, выявленные в организации образовательной деятельности ДОУ: -педагоги испытывают затруднения методического характера и недостаток практического опыта в работе с детьми; -современные инновационные технологии применяются воспитателями не в системе, педагоги недостаточно транслируют опыт применения современных методов обучения и воспитания дошкольников; -недостаточное внимание уделяется индивидуальным особенностям дошкольникам; -идет вытеснение игры как основного вида деятельности дошкольника; -преобладание репродуктивных форм организации образовательного процесса, тормозящих раскрытию индивидуальности и творческого потенциала воспитанника; -снижение уровня мотивационной готовности детей к школе; -педагоги испытывают значительные трудности при планировании и организации воспитательно-образовательного процесса. Работа по единой регламентированной программе приводит к единообразию и традиционности форм, содержания и методов педагогического процесса, ограничивает возможности для педагогического творчества. Педагоги в своей работе в большей мере ориентируются на усредненные нормативы развития, характерные для того или иного возраста, не обращая внимания на индивидуальные особенности воспитанников. Организованные формы работы с детьми занимают более 30% от общего времени, предпочтение отдается групповым формам работы (занятия, групповые развлечения и игры). Педагоги учреждения отдают предпочтение традиционным формам работы с детьми в ущерб развивающим, испытывают затруднения в ведении образовательной работы в условиях дифференциации и индивидуализации образования, ориентируются на усредненные показатели развития группы. Кадровое обеспечение образовательной деятельности ДОУ Педагогический коллектив представляют: п/п ФИО полностью Должность (основная и по Образование совместительс тву) Педагогический стаж работы Аттестация (высшая, первая, сзд), дата присвоения (образец: 27.04.2016) 10 Сухарева Елена Борисовна Заведующий Ветер Анна Валентиновна Старший воспитатель Высшее Солоницына Александра Михайловна Логопед Высшее Огурцов Сергей Валентинович Музыкальный руководитель 5 Лебедев Вадим Сергеевич Среднее Инструктор по профессиональн ФК ое 6 Лушникова Надежда Александровна 1 2 3 4 7 8 9 10 11 Высшее 20 лет (17.02.2017) 9 лет Первая (27.04.2016) 2 года СЗД (18.09.2019) Воспитатель Высшее 9 лет СЗД (13.03.2018) Высшее 3 года 9 лет Высшая (25.04.2019) Среднее Великоречанина Воспитатель профессиональн Евгения Владимировна ое 9 лет Тумаева Людмила Николаевна Среднее Воспитатель профессиональн ое 4 года Соловьева Ольга Валентиновна Среднее Воспитатель профессиональн ое 2 год Дуплякова Юлия Сергеевна Среднее Воспитатель профессиональн ое 2 год Лебедева Екатерина Александровна СЗД Среднее Воспитатель профессиональн 7лет ое Высшая 28.11.2019) СЗД (02.09.2019) СЗД (01.08.2019) СЗД (18.09.2019) - Для эффективной организации образовательной деятельности ДОУ необходимы педагоги, готовые к обучению, повышению квалификации, постоянно совершенствующие свое профессиональное мастерство, проявляющие инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. В ДОУ с педагогами проводится планомерная работа по повышению их профессионального уровня, стимулированию их инновационной активности Творческий потенциал педагогического коллектива показывает тенденцию роста активности и их 11 самостоятельности, стремления к новациям и исследованиям. В ДОУ есть педагоги, способные работать в инновационном режиме, стремящиеся к обобщению и транслированию своего опыта, готовые к повышению квалификационной категории. Проблемы кадрового обеспечения образовательной деятельности ДОУ: -большинство педагогов имеют недостаточный опыт работы по данной профессии, не имеют квалификационную категорию; -инертность, недостаточно высокий уровень аналитико-прогностических и проектировочных умений ряда педагогов не позволяет им достойно представить опыт своей работы; -использование педагогами стандартных, классических форм работы с детьми и родителями; -применение одних и тех же приёмов работы с детьми и родителями, имеющими разные потребности; -низкий уровень владения ИКТ некоторых педагогов и умения применять их в образовательном процессе; Таким образом, остаются актуальными проблемы, связанные с деятельностью педагогов по трансляции передового педагогического опыта, освоением и применением ИКТ в образовательном процессе, с трудностями перехода от консервативной учебной модели к партнерской совместной деятельности детей и взрослых, ведением документации в соответствии с ФГОС. Структура управления ДОУ Механизм управления нацелен на обеспечение единства действий, координации и согласованности всех субъектов образовательного процесса: детей, родителей и педагогов, а также на стимулировании деятельности сотрудников, экономию ресурсов и времени. Создана атмосфера, в которой приоритет отдается гуманным отношениям, доверию, возможностям личностного роста. Это позволяет успешнее прогнозировать и обеспечивать личностный рост взрослых и детей и проектировать дальнейшие перспективы развития учреждения. В ДОУ существует достаточно эффективная, профессиональная, компетентная система административного и оперативного управления коллективом. Практикуется: материальная и моральная поддержка инициативы работников, регулярное проведение консультаций, детальное обсуждение порядка работы, разработка и внедрение правил и инструкций. Проблемное поле: -Неготовность коллектива к активному участию в управленческой деятельности, инертность перед новыми активными формами работы. -Низкая активность Совета родителей. -Несовершенство нормативно-правового сопровождения и ресурсного обеспечения. Социальное партнерство, взаимодействие с родителями Социальное партнерство является неотъемлемой частью образовательного процесса ДОУ. Она предполагает организацию работы с разными категориями семей воспитанников и населением поселка, участие в разработке и реализации социальных и культурных проектов. Особое внимание при организации образовательного процесса отводится работе с родителями, которая включает в себя: - адаптационный период: знакомство с ДОУ (договор, экскурсия, знакомство с лицензией, Уставом ДОУ, ООП и другими локальными актами); - выявление потребностей, интересов и возможностей семьи, разработка системы мероприятий и подбор дифференцированных форм работы; - совместные с родителями праздники и развлечения, проекты, акции и другие 12 мероприятия. Анализ степени удовлетворенности качеством образовательного процесса взрослых субъектов образовательного процесса показывает, что: -большинство родителей положительно оценивают качество предоставляемых образовательных услуг (90%), просветительских услуг (87,5%); однако о высоком качестве физкультурно-оздоровительных услуг высказались только 75% опрошенных; -о достаточно высоком качестве образовательного процесса в детском саду говорят 92% педагогических сотрудников учреждения, вместе с тем большинство из них (88%) отмечают трудности в использовании инновационных технологий, т.к нет соответствующей материально-технической базы для их внедрения. Проблемное поле: - Инертность родителей воспитанников; -Рост количества взрослых, не интересующихся воспитанием и развитием детей; Таким образом, разработка Программы развития ДОУ обусловлена изменениями в государственно-политическом устройстве, социально-экономической жизни страны и целевых ориентиров и связано с желанием родителей поднять уровень развития детей, укрепить их здоровье, развить у них те или иные способности, подготовить их к обучению в школе. Разрабатывая пути обновления педагогического процесса, учитывались запросы родителей, интересы детей, профессиональные возможности педагогов и требования ФГОС ДО. V. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ДОУ Актуальность корректировки программы развития ДОУ обусловлена изменениями в государственно-политическом устройстве и социально-экономической жизни страны: Основной целью Программы развития является обеспечение доступности и высокого качества образования адекватного социальным и потребностям инновационной экономики России, на основе повышения эффективности деятельности ДОУ по таким критериям, как качество, инновационность, востребованность и экономическая целесообразность. А так же создание условий, обеспечивающих высокое качество результатов воспитательно – образовательного процесса по формированию ключевых компетенций дошкольников, опираясь на личностно ориентированную модель взаимодействия взрослого и ребёнка с учётом его психофизиологических особенностей, индивидуальных способностей и развитие творческого потенциала. Ценность инновационного характера современного дошкольного образования и Программы развития ДОУ направлена на сохранение позитивных достижений детского сада, внедрение современных педагогических технологий, в том числе информационнокоммуникационных, обеспечение личностно – ориентированной модели организации педагогического процесса, позволяющий ребёнку успешно адаптироваться и удачно реализовать себя в подвижном социуме, развитие его социальных компетенций в условиях интеграции усилий семьи и детского сада. Вместе с тем инновационный характер преобразования означает исследовательский подход к достигнутым результатам в деятельности ДОУ, соответствие потребностям современного информационного общества в максимальном развитии способностей ребёнка. В связи с этим, результатом воспитания и образования дошкольника должны стать сформированные у ребёнка ключевые компетенции: -Коммуникативная – умение общаться с целью быть понятым. -Социальная – умение жить и заниматься вместе с другими детьми, близкими. 13 -Информационная – владение умением систематизировать и «сворачивать» информацию, работать с разными видами информации -Продуктивная – умение планировать, доводить начатое до конца, способствовать созданию собственного продукта (рисунка, поделки, постройки) -Нравственная – готовность, способность и потребность жить в обществе по общепринятым нормам и правилам -Физическая – готовность, способность и потребность в здоровом образе жизни. Ценность качества образовательного процесса для ДОУ напрямую связано с ценностью ребёнка. Стремление простроить образовательный процесс в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями ребёнка означает с одной стороны – бережное отношение к ребёнку (его здоровью, его интересам, его возможностям), с другой стороны профессиональное создание оптимальных условий для его развития в воспитательно-образовательном процессе. Руководствуясь Федеральным законом от 01.09.2013 № 273 «Об образовании в Российской Федерации», деятельность детского сада основывается на следующих принципах: - Гуманизации - Демократизации - Дифференциации и интеграции - Принцип развивающего обучения - Принцип вариативности - Принцип общего психологического пространства - Принцип активности Таким образом, цель разработки данной концепции Программы развития ДОУ заключается в том, чтобы способствовать организации комфортного и эффективного процесса образования детей дошкольного возраста, содействовать всестороннему развитию ребёнка на протяжении всего пребывания в детском сад. Программа будет реализована в 2020-2024 годы в три этапа: 1-й этап (2020г.) - Организационно-подготовительный этап (создание условий для реализации программы): -разработка документации для успешной реализации мероприятий в соответствии с Программой развития; -создание условий (кадровых, материально-технических и т.д.) для успешной реализации мероприятий в соответствии с Программой развития; -начало реализации мероприятий, направленных на создание интегрированной модели развивающего образовательного пространства. 2-й этап (2021-2023гг.) – Практический этап (работа по преобразованию существующей системы): -апробирование модели, обновление содержания, организационных форм, педагогических технологий; -постепенная реализация мероприятий в соответствии с Программой; -периодический контроль реализации мероприятий в соответствии с Программой; 14 -коррекция мероприятий. 3-й этап (2024г.) Итоговый (аналитически-информационный этап): -мониторинг эффективности реализации программы; -аналитическая оценка качественных и количественных изменений, произошедших в учреждении; -реализация мероприятий, направленных на практическое внедрение и распространение полученных результатов; VI.ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Задача 1. Реализация инновационных проектов для отработки новых технологий и содержания обучения и воспитания ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА ПРОЕКТ «РАЗРАБОТКА И АПРОБАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ПИСЬМЕННО-РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ» Актуальность заявленной инновационной идеи заключается в следующем. 1. Одной из важных особенностей социально-экономического и культурного развития нашей страны является тотальная компьютеризация и информатизация. Это является одной из причин увлечения детей, и дошкольников в том числе, гаджетами и компьютерными играми в ущерб ролевым, сюжетным играм и играм с правилами, конструированию, чтению книг. Это приводит к нарушению законов психологического развития детей. В результате страдают такие базовые качества психики дошкольников, как воображение и речь. 2. В существующих программах и учебно-методических комплектах по подготовке детей к обучению в школе недостаточно отражено содержание и методическое обеспечение подготовки к развитию письменно-речевой деятельности детей. 3. В учебно-методических комплектах по подготовке к школе не представлен системно-деятельностный подход в организации деятельности детей. Это приводит к тому, что на занятиях по подготовке к школе педагоги зачастую не формируют предпосылки к освоению учебной деятельности, заменяя этот главный компонент готовности детей к школе развитием предметных навыков и умений, что является задачей начальной школы, а не дошкольного детства. 4. Анализ опыта образовательной деятельности педагогов начальной школы Н.Новгорода и Нижегородской области позволяет сделать вывод о наличии ряда проблем в характере готовности детей к школе (несформированность предпосылок к освоению учебной деятельности, раннее и методически неверное обучение чтению и письму, отсутствие у детей ряда школьно- значимых умений и т.д.) 5. По-прежнему существует необходимость повышения психолого-педагогической компетентности родителей старших дошкольников и младших школьников. Практическая значимость инновационной идеи: Практическая значимость инновационной идеи заключается в создании и апробации комплекса диагностических и методических материалов для осуществления развития письменно-речевой деятельности детей на базе образовательных организаций в условиях взаимодействия различных субъектов образовательных отношений, основанных на 15 гуманистических позициях в условиях реализации ФГОС. ЦЕЛЬ: разработка и апробация программно-методического обеспечения по психологопедагогическому сопровождению процесса развития письменно-речевой деятельности у старших дошкольников в группах подготовки детей к школе на базе общеобразовательных школ и детских садов. задачи проекта 1. Анализ образовательных потребностей субъектов образовательных отношений в области подготовки старших дошкольников к обучению чтению и письму и развитию речи детей. 2. Составление пакета диагностических методик на основании опыта исследования готовности детей к обучению в школе в соответствии с ФГОС. 3. Проведение мониторинга развития речи детей, анализ результатов и планирование дальнейшей развивающей работы. 4. Разработка и апробация программы развития письменноречевой деятельности старших дошкольников в группах подготовки детей к школе. 5. Отбор и апробация содержания, форм и методов развития письменно-речевой деятельности старших дошкольников. 6. Разработка и апробация содержания, форм и методов работы с родителями будущих первоклассников. 7. Подготовка методического пособия по развитию письменноречевой деятельности старших дошкольников. План реализации проекта № п/п Направление деятельности Содержание деятельности Ответствен ные Образовательные продукты(результаты) 1 этап (теоретико-проектировочный), декабрь - август 2019-2020 уч. год 1 Организационн ометодическая деятельность по созданию базы ИД Определение темы проекта. Создание творческой группы педагогов для реализации инновационной деятельности А.В. Ветер – ст. воспитатель А.В. Ветер – ст. воспитатель 16 2 3 Разработка плана реализации проекта. Подбор диагностических методик для сопровождения проектной деятельности. Творческой группы Повышение квалификации педагогов Аналитическая Анализ деятельность педагогической литературы. Анализ документов. Формирование нормативноправового обеспечение, регулирующего деятельность участников воспитательнообразовательного процесса. Анализ и отбор диагностических методик по определению готовности детей к школе Проектировочн Отбор и разработка ая наиболее деятельность эффективных технологий работы с детьми и их родителями. Ветер А.В. – ст. воспитатель Творческой группы Календарный план ИД Список литературы по теме Творческой группы Творческой группы Пакет диагностических методик Творческой группы Методическая копилка вариативных технологий развития письменно-речевой деятельности. Разработка программы подготовки детей к обучению в школе. Творческой группы Методическая копилка разработок содержания, форм и методов работы с родителями будущих первоклассников Создание предметной среды в группах Солоницына А.М. – логопед, Соловьева О.В. – воспитатель, Лебедева Е.А. 17 воспитатель 2 этап (практический), сентябрь – май 2020-2021 уч. год 1 Диагностическ ая деятельность Проведение педагогической диагностики развития речи детей (констатирующий этап, контрольный этап). Анализ результатов педагогической диагностики. 2 Организационн ометодическая деятельность Апробация вариативных программ развития письменно-речевой деятельности детей. Солоницына А.М. – логопед, Соловьева О.В. – воспитатель, Лебедева Е.А. воспитатель Ветер А.В. – ст. воспитатель, Солоницына А.М. – логопед, Соловьева О.В. – воспитатель, Лебедева Е.А. воспитатель Солоницына А.М. – логопед, Соловьева О.В. – воспитатель, Лебедева Е.А. воспитатель Банк вариативных технологий развития письменно-речевой деятельности в группах подготовки детей к школе на базе общеобразовательных школ и детских садов 4 этап (внедренческий), сентябрь-июнь 2021-22 уч. год 1 2 Организационн ометодическая деятельность Внедрение программы подготовки детей к обучению в школе на базе МДОУ, включенной в инновационную деятельность. Распространение опыта инновационной деятельности посредством организации Солоницына А.М. – логопед, Соловьева О.В. – воспитатель, Лебедева Е.А. воспитатель Колчина Г.Н. – специалист ИМК Ветер А.В. – ст. Банк разработок содержания, форм и методов работы по повышению психологопедагогической компетентности родителей будущих первоклассников Банк методического сопровождения программ курсовой подготовки 18 районных семинаров. воспитатель 3 этап (обобщающий), январь-май 2021-22 уч. год 1 Аналитическая деятельность Анализ и сравнение результатов констатирующего и контрольного этапов диагностики. Ветер А.В. – ст. воспитатель Аналитическая справка 2 Проектировочн ая деятельность Подготовка проекта методического пособия по развитию письменно-речевой деятельности старших дошкольников. Колчина Г.Н. специалист ИМК Проект методического пособия по развитию письменно-речевой деятельности старших дошкольников Результат реализации проекта и форма его презентации 1. Пакет диагностических методик по исследованию речевой деятельности детей на этапе подготовки к обучению в школе. 2. Аналитические справки о результатах психологопедагогической диагностики готовности детей к обучению в школе. 3. Банк вариативных технологий развития письменноречевой деятельности в группах подготовки детей к школе на базе общеобразовательных школ и детских садов. 4. Банк разработок содержания, форм и методов работы по повышению психолого-педагогической компетентности родителей будущих первоклассников. 5. Проект методического пособия по развитию письменноречевой деятельности старших дошкольников. Социальные эффекты реализации инновационной деятельности: К предполагаемым социальным эффектам инновационной деятельности можно отнести следующие: 1. Повышение психолого-педагогической компетентности учителей начальных классов, воспитателей детских садов и родителей будущих первоклассников в вопросах развития письменно-речевой деятельности детей. 2. Повышение заинтересованности родителей будущих первоклассников к получению психолого-педагогических знаний и умений, направленных на воспитание и развитие детей. 3. Готовность детей к освоению чтения и письма, а также ряда предпосылок учебной деятельности. Мотивация к обучению в школе, проявляющаяся в наличии у детей интереса к чтению, письму и другим сферам обучения. 19 Тиражирование и внедрение результатов инновационной деятельности: Полученные результаты исследования могут быть использованы в системе повышения квалификации педагогов на базе ГБОУ ДПО НИРО и образовательных организаций Н.Новгорода и Нижегородской области. Издание и тиражирование методического пособия по развитию письменно-речевой деятельности старших дошкольников. УЧАСТНИКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА Руководитель проектной группы Члены проектной группы Ветер Анна Валентиновна Соловьева Ольга Валентиновна Лебедева Екатерина Александровна Тумаева Людмила Николаевна Дуплякова Юлия Сергеевна Задача 2 Обновление системы показателей и средств оценки качества дошкольного образования, увязанной с показателями на федеральном, региональном и местном уровнях Реализация мероприятий: 2.1. обновление фонда оценочных средств для проведения процедур внутренней оценки качества подготовки воспитанников и оценки индивидуального развития детей; 2.2. совершенствование диагностических инструментов для проведения внутренней оценки качества условий осуществления образовательной деятельности; ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА ПРОЕКТ «Качество образования» Задача Программы развития, в рамках которой заявлен данный проект: - совершенствование образовательного процесса в соответствии с запросами социума, повышение качества образовательных услуг. цель проекта Построение образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО, основной образовательной программой МДОУ для обеспечения разностороннего развития с учетом потребностей и индивидуальных возможностей воспитанников. СРОКИ, ЭТАПЫ И МЕРОПРИЯТИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА Наименование этапа и мероприятия Сроки реализации Разработка программы мониторинга качества образовательного процесса. Подготовка нормативно-правового и методического обеспечения мониторингового исследования (на основе программных требований, федеральных государственных образовательных стандартов) Ежегодно 20 Проведение исследования образовательных запросов социального окружения дошкольного учреждения 2020-2023гг. Проведение маркетинговых мероприятий по выявлению запросов родителей (законных представителей) на тематику и содержание педагогических проектов педагогов МДОУ 2020-2023гг. Развитие проектной деятельности МДОУ: 2020-2023гг. -разработка системы проектов по всем возрастам в рамках реализации ООП МДОУ Создание банка педагогических проектов 2020 –2024гг. Обогащение центров активности в группах, залах и кабинетах 2020- 2024гг. Подбор и апробация диагностических материалов, позволяющих контролировать качество образовательных услуг 2020г. Разработка циклограммы мероприятий по повышению компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания и образования детей Результат реализации проекта и форма его презентации 2020г. Высокий уровень качества образования воспитанников УЧАСТНИКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА Члены проектной группы Руководитель проектной группы Функционал и ответственность в проекте Подготовка плана работ проекта, -подготовка отчетов о ходе работ проекта; - организация экспертизы проектных решений, анализ проблем проекта; - разработка мероприятий по разрешению проблем проекта, -функционирование системы сбора и распределения информации; - документирование проектных результатов. Ветер Анна Валентиновна, старший воспитатель Задача 3 «Повышение профессионального уровня работников, обеспечивающих реализацию образовательной программы дошкольного образования» 3.1.будут выполнены мероприятия Плана по организации применения профессиональных стандартов в учреждении; 3.2.будет обеспечено повышение профессионального уровня управленческих и педагогических работников, работающих с детьми, имеющими затруднения в развитии / 21 испытывающими трудности в освоении программы дошкольного образования, а также с детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью; 3.3.будет обеспечено совершенствование профессиональных компетенций, необходимых для проведения внутренней оценки качества дошкольного образования; 3.4.будут созданы условия для участия работников учреждения в конкурсах профессионального мастерства различного уровня. 3.5.Педагогические работники учреждения пройдут повышение квалификации и профессиональную переподготовку по вопросам: 3.6.совершенствования образовательной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования; 3.7методических подходов к воспитанию и развитию детей с использованием парциальных программ; 3.8. владения ИКТ-компетентностями, необходимыми для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста; 3.9.разработки и реализации индивидуальных программ развития и индивидуальноориентированных образовательных программ с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся; применения стандартизированных методик психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся; 3.10 Будет проводиться обучение воспитателей (в разных видах и формах, в том числе в форме обмена опытом) с целью формирования у них умений и навыков организации деятельности детей в центрах активности. 3.11.Помощники воспитателей пройдут обучение по соответствующей программе профессиональной подготовки. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА ПРОЕКТ «Кадры» Задача программы, в рамках которой заявлен данный проект: Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, развитие их субъектной позиции в соответствии с требованиями Профстандарта педагога. Цель проекта Обеспечение условий для роста профессиональной компетентности педагогических работников, развитие их субъективной позиции в соответствии с требования профессионального стандарта «Педагог СРОКИ, ЭТАПЫ И МЕРОПРИЯТИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА Наименование этапа и мероприятия Сроки реализации 1. Научно-методическое сопровождение участия педагогов в методических мероприятиях различного уровня (семинары, методические объединения, конференции, конкурсы и пр.) 2020 – 2024гг. 2. Участие в профессиональных конкурсах, публикация методических материалов 2020 – 2024гг. 3. Реализация программы повышения уровня профессиональной компетентности педагогических работников МДОУ в условиях введения ФГОС ДО и 2020- 2024гг. 22 профессионального стандарта «Педагог» 4.Аттестация педагогов в соответствии со сроками 2020- 2024гг 5.Корректировка плана повышения квалификации педагогов. Курсы повышения квалификации 2020- 2024гг 6.Организация педагогического наставничества 2020 - 2024 Результат реализации проекта и форма его презентации Ежегодное участие педагогов в профессиональных конкурсах педагогического мастерства; -наставничество в целях обучения молодых педагогов до 30 лет; -оптимальная укомплектованность кадрами; повышение уровня компетенции педагогов. - УЧАСТНИКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА Члены проектной группы Руководитель проектной группы Функционал и ответственность в проекте Ведение личных дел, составление планов подготовки и повышения квалификации сотрудников, их аттестации, помощь участникам профессиональных конкурсов, подготовка плана работ проекта; - подготовка отчетов о ходе работы проекта; -организация экспертизы проектных решений; -анализ проблем проекта; разработка мероприятий по разрешению проблем проекта; функционирование системы сбора и распределения информации; Ветер Анна Валентиновна, старший воспитатель Задача4. Совершенствование системы управления детским садом Реализация мероприятий: 4.1. обновление должностных и производственных (по профессии) инструкций педагогических и иных работников учреждения с учетом содержания соответствующих профессиональных стандартов; 4.2. совершенствование системы оплаты труда работников, в том числе уточнение перечня и оснований выплат стимулирующего и компенсационного характера; 4.3. совершенствование распределения обязанностей 4.4. разработка или совершенствование локальных нормативных актов, регламентирующих деятельность учреждения; 4.5. совершенствование трудовых договоров (эффективных контрактов) с работниками. 23 Задача 5. Повышение вовлеченности родителей (законных представителей) в процесс воспитания и развития детей 5.1.В рамках данного мероприятия будет организована работа по повышению родительской компетентности по следующим тематическим направлениям: кризисы детского возраста (кризис трех лет, кризис 6-7 лет); психические новообразования в дошкольном возрасте; физическое развитие ребенка; формирование физической, педагогической и психологической готовности ребенка к школе; домашнее чтение с детьми; игра и игрушки в дошкольном возрасте; гигиена ребенка дошкольного возраста; воспитание и развитие часто болеющих детей; детские страхи; и другим темам. 5.2. предусматривается расширение участия родителей в образовательной деятельности и в управлении учреждением через следующие меры: - создание образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи; - обеспечение более действенного участия родителей в работе коллегиальных органов (совета учреждения, совета родителей и др.), в планировании и организации жизнедеятельности как всего детского сада, так и отдельных детских (детско-взрослых) коллективов в рамках групп, кружков, секций и т.д.; - внедрение механизма постоянного информирования родителей об их правах и обязанностях, возможностях учета запросов родителей при разработке и реализации основных и дополнительных образовательных программ. -внедрение / совершенствование практики заполнения родителями карт наблюдений за развитием детей; - совершенствование анкетирования родителей (в части содержания анкет и процедуры анкетирования) по вопросам работы учреждения, воспитания и развития детей; -расширение участия родителей в досуговой деятельности, в работе объединений по интересам, в мероприятиях, не предусмотренных образовательной программой; - создание в каждой группе стенда для родителей «Мы сегодня…», ежедневное обновление информации на таких стендах; - проведение открытых занятий и мастер-классов для родителей; - создание стенда (библиотеки) с литературой, методическими материалами для родителей; - создание постоянной фотовыставки, отражающей проведение занятий с детьми. VII. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ . Изучение конечных результатов реализации Программы включает в себя несколько этапов: - Сбор информации с помощью воспитателей, родителей, воспитанников (в виде анкетирования, тестирования - взрослые, в процессе наблюдений - воспитанники). -Изучение документации. -Обработка полученной информации. -Обсуждение на педагогическом совете полученных данных, их анализ и интеграция. -Утверждение на педагогическом совете направлений корректировки педагогического процесса; -Закрепление положительных традиций, передового педагогического опыта. -Разработка рекомендаций. 24 По каждому направлению Программы развития оценка результатов будет осуществляться с учетом специфики направления. Механизм оценки отдельного направления будет разработан в ходе реализации Программы. Информация о реализации программы будет размещаться на сайте образовательного учреждения. Индикаторы достижения цели № 1 Направление Проект «Качество образования» 2 Проект «Кадры» Наименование индикатора Результативность образовательного процесса, выявляемая в процессеоценки индивидуального развития (педагогической диагностики) Наличие банка педагогических проектов Расширение использования ИКТ педагогами во время НОД Единица измерения % Значение индикатора по годам 2021 2022 2023 2024 % % Полнота нормативноправовой базы по реализации ФГОС ДО % Количество педагогов, обученных на КПК по использованию ИКТ Количество аттестованных на первую/высшую категории Количество воспитанников, занятых в кружках Удовлетворенность родителей качеством и количеством реализуемых дополнительных (платных) образовательных программ % % % % 25 3 Проект «Разработка и апробация технологии развития письменноречевой деятельности при подготовке детей к школе» Готовность детей к обучению в школе. % Проект методического пособия по развитию письменно-речевой деятельности старших дошкольников Повышение психологопедагогической компетентности родителей будущих первоклассников. % % Внедрение проектов «Разработка и апробация технологии развития письменно-речевой деятельности при подготовке детей к школе», «Кадры», «Качество образования», позволит достичь повышение эффективности образовательного процесса МДОУ, создать образовательную среду, которая будет способствовать личностному росту воспитанников, повышению компетености педагогов в реализации рекомендаций ФГОС ДО, повышению качества образовательной деятельности дошкольников в рамках реализации ООП МДОУ, проявлению активной позиции родителей (законных представителей) во взаимодействии семьи и детского сада в вопросах воспитания и развития дошкольника. VIII. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОГРАММЫ Управление и отчетность по реализации программы развития Организационные основы реализации программы развития Сроки 2020г. 20212023гг. 2024 г. Ответственны е Ожидаемый результат Разработать программу 2019 развития МДОУ Творческая группа Программа развития Принять программу 2019 г. развития на Педагогическом совете Заведующий Протокол заседания Провести заседание Педагогического совета с целью ознакомления с Программой развития и Заведующий, Протокол родители, члены заседания совета совета 2020 26 определением роли семьи в реализации Программы развития. Обеспечить реализацию работы МДОУ по всем направлениям. Определить дополнительные возможности по взаимодействию с учреждениями социального окружения. 20212023 Педагогическ ий коллектив Планы совместной работы 20212023 Старший воспитатель Договора, планы совместной работы Творческая группа Проблемный анализ Анализ реализации программы в конце учебного года. 2024г. Критерии оценки качества управления ДОУ Направления Показатели Периодичнос Ответственны Способ получения ть е информации Программа развития ежегодно Заведующий, 1.Эффективность Документы, ДОУ; регламентирующие старший организации Годовой план работы; воспитатель образовательного образовательную деятельность ДОУ, цели Нормативно-правовые процесса достижения качества, документы и локальные акты; функционирования и Образовательная результатов программа ДОУ образовательного процесса. Степень удовлетворенности образовательными услугами всех участников образовательного процесса Степень соответствия полученных результатов Анкетирование ежегодно Старший воспитатель Социальнонормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования ежегодно Старший воспитатель , пед. коллектив ДОУ 27 Общественный рейтинг Анализ результатов ДОУ: ежегодно подготовка выпускников к школе; анализ адаптации выпускников в школе; анализ успеваемости выпускников по итогам за 1 четверть. Старший воспитатель, пед. коллектив ДОУ Критерии оценки методической работы ДОУ Направления Показатели Периодичность Ответств. Способ получения информации Эффективность организации методической работы Систематическое обновление содержания образования; внедрение новых программ и технологий Повышение профессионального мастерства педагогов: курсовая подготовка; участие в работе семинаров различных уровней; проведение открытых мероприятий; участие в работе творческих групп; работа над выбранной методической темой. Анализ ежегодно Ст. воспитатель Анализ, отчеты педагогов ежегодно Ст. воспитатель Наличие современных Эффективность информационной компьютерных информационных носителей базы Медиотека ежегодно Компьютерная база данных База данных ежегодно Обеспечение педагогов современной методической литературой Нормативные акты по Документы совершенствованию информационного обеспечения управлением качества образования Создание информационно Документы интеллектуальных продуктов в виде публикаций, методических разработок Заведующий, старший воспитатель Старший воспитатель ежегодно Старший воспитатель ежегодно Старший воспитатель 28 Эффективность контроля Совершенствование Документы ежегодно технологической базы, освоение современных технологий информатизации образовательного процесса Соответствие системы контроля План-график ежегодно контроля поставленным задачам управления Система поощрений за качество Локальные ежегодно документы работы (приказы) Старший воспитатель Старший воспитатель Заведующий Угрозы и риски: - угроза отставания в темпах внедрения инноваций в образовательный процесс; - отсутствие ключевых компетенций в области информатизации образовательной среды у отдельных педагогических работников; - стереотипность мышления педагогов. Способы их предотвращения: Риск снижения кадрового потенциала ДОУ - совершенствование кадровой политики ДОУ, создание благоприятных условий для роста профессионального мастерства, компетентности и творческой самореализации каждого работника; - совершенствование системы морально-психологического стимулирования персонала; - создание эффективной системы адаптации молодых педагогов; - возрождение традиций наставничества; - обеспечение благоприятного социально-психологического климата в коллективе. Риск снижения бюджетного финансирования - эффективное использование внутренних ресурсов ДОУ; - расширение спектра дополнительных образовательных услуг; - поиск внешних источников финансирования (спонсоров, партнеров); - участие ДОУ в адресных программах; Риск снижения конкурентоспособности ДОУ - повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ; - использование инновационных технологий; -укрепление и расширение информационного обмена и взаимодействия с, образовательными, культурными учреждениями и организациями; - более полное удовлетворение запросов родителей воспитанников на реализацию образовательных программ и услуг; - обеспечение безопасности и здоровье сбережения в ДОУ. Обоснование объема финансовых ресурсов Программы Финансирование Программы предусматривается из муниципального бюджета района и внебюджетных источников, в установленном законом порядке. В качестве внебюджетных источников будет привлечена спонсорская помощь промышленных предприятий и коммерческих структур. Объем финансирования Программы определяется ежегодной сметой предоставляемой Учредителем. Источник финансирования Программы Действия по привлечению средств 29 Бюджет муниципального образования В соответствии с законодательством РФ, финансовые поступления от органов местного самоуправления согласно смете расходов. Внебюджетные средства Спонсорская помощь 30 31