Один дома
28.08.2023
Скоро детям идти в школу и иногда
им придется оставаться одним дома. Родители часто задают вопрос, с какого
возраста можно оставлять ребёнка одного дома? Однозначного ответа на этот
вопрос нет. Ребёнок ребёнку рознь. Одного можно оставлять и в 5 лет, а другого
и в 15 страшно. Но психологи приходят к выводу, что в возрасте 6 лет, ребёнок
уже может какое – то время побыть один. Но делать это надо осторожно и
постепенно.
Статистика констатирует, дом
содержит для ребенка немало опасностей. И жизнь настоятельно требует внимания к
этому вопросу. И кто же, как ни родители, должен прививать ребенку навыки
безопасного поведения, предвидеть ситуации, в которых может оказаться ребенок и
разъяснить ему, что делать, чтобы не попасть в беду?
Когда можно попытаться оставить
ребенка дома одного? Насколько это безопасно? Как подготовить ребенка к
самостоятельному времяпровождению?
· Перед тем как оставлять ребёнка дома одного, надо
провести предварительную работу. Поговорить о правилах безопасности. Рассказать
о том, как надо вести и что можно делать, а что нельзя.
· Расскажите, что только взрослых детей можно оставлять
одних дома, и вы уверены, что он вырос.
· Первые разы лучше всего оставлять ребёнка одного минут
на 10 – 15 и не уходить далеко от квартиры.
· Обязательно дать ребёнку телефон, чтобы в случае
необходимости он мог связаться с вами. Нередко дети получают свой первый
собственный мобильник именно в том случае, когда родители вынуждены оставлять
ребенка одного. Часто это приводит к тому, что «на радостях», они начинают звонить
всем подряд. Напишите на бумаге три основных телефона: пожарной,
скорой помощи и милиции, и чтобы вашему ребенку было легче разобраться, куда
звонить в случае пожара, рядом с телефоном пожарной вы можете нарисовать
горящую спичку, а рядом с телефоном скорой помощи - красный крест, напротив
телефона милиции - милиционера или светофор (смотря с чем у ребенка будет
большая ассоциация). При этом не забудьте объяснить, что ложный вызов делать
нельзя, во-первых, потому что у вас будут большие неприятности, а во-вторых, в
другой раз, когда действительно нужна будет помощь, ему не поверят. Поэтому
стоит заранее очень серьезно пояснить, что нельзя беспокоить экстренные службы
просто из любопытства.
· Обязательно объясните ребёнку, куда и зачем вы
уходите, и сориентируйте, когда вернётесь.
· Предупредите соседей о своем отсутствии. Лучше всего
договориться, что время от времени они будут заходить к вам в гости с
контрольной проверкой.
· После вашего прихода обязательно поговорите с ребёнком
о том, как он провёл время. Только не поднимайте вопрос о страхах сами. Если
ребёнок об этом заговорит, то просто попытайтесь его успокоить.
· Заучите с ребенком наизусть его имя, фамилию и адрес.
Но внушите, что рассказывать эту информацию можно только в одном случае, если
он сам позвонил в службу спасения.
· Никогда не оставляйте ребёнка дома одного в качестве
наказании или насильно.
· И никогда не обсуждайте ни с кем в присутствии ребёнка
его страх и неуверенность.
Попробуйте определить готовность
ребенка к самостоятельному времяпровождению с помощью небольшого теста. Итак,
ваш ребенок…
· умеет пользоваться телефоном, может набрать ваш номер
и номера экстренных служб?
· умеет и любит проводить время самостоятельно, может
заниматься своими делами, не привлекая вашего внимания, по меньшей мере, час?
· не имеет ярко выраженных фобий, не боится темноты или
чудовищ?
· знает и соблюдает запреты, связанные с играми с
опасными предметами?
· не склонен наносить увечья себе или окружающим?
· имеет домашние обязанности, которые четко и регулярно выполняет?
· знает свой распорядок дня и охотно его соблюдает?
· не мстителен, не злопамятен, не склонен устраивать
«диверсии» в ответ на запреты или наказания?
Если на все вопросы вы ответили
«да», то, скорее всего, вы можете попробовать оставить малыша дома.
Потенциально
опасные ситуации
Обсудите с ребенком возможные
потенциально опасные ситуации. Позаботьтесь, чтобы у него была с собой таблица
с важными телефонами.
Позвонить вам, позвонить в
аварийную службу, отключить электроприборы, обратиться за помощью к соседям,
открыть дверь, остаться в безопасном месте.
Пожар
Покинуть квартиру и позвонить в
пожарную часть, при возможности предупредить соседей, максимально быстро выйти
на улицу, не пользуясь лифтом. Если покинуть квартиру невозможно, то сперва
позвонить в пожарную часть, и сразу запереться в ванной, заложив дверь мокрыми
полотенцами. Позвонить вам, наполнить ванну водой и забраться в воду, дышать
через влажную ткань. Не паниковать!
Запах
газа
Покинуть квартиру и позвонить в
аварийную службу. По возможности предупредить об опасности соседей (в двери
стучать, а не звонить!) Сразу же выйти на улицу и позвонить оттуда вам.
Убедитесь, что ваш ребенок знает
запах бытового газа.
В
дверь кто-то стучит или звонит
Позвонить вам. Если стук
продолжается, спросить из-за закрытой двери «кто?», не открывая дверь. Дверь
можно открыть, только если визитер хорошо знаком ребенку (родственник,
ближайшие соседи) и предупреждает его о реальной опасности (пожар, угроза
взрыва).
Если в дверь стучит незнакомец, ни
в коем случае не говорить, что родителей нет дома. Объяснить, что они устали и
спят, или вернутся с минуты на минуту (у соседки, в ближайшем магазине,
выгуливают собаку).
Если визитеры не уходят – позвонить
в полицию.
” Никогда не оставляйте ребенка
дома запертым без возможности покинуть квартиру! Это небезопасно!
Необходимые
навыки для самостоятельного пребывания дома
Если вы оставляете ребенка дома
одного, у него должны быть сформированы минимальные бытовые навыки. Прежде чем
оставить его, потренируйте малыша на кухне: он должен уметь, как минимум, уметь
налить себе питье и приготовить простой перекус (хотя бы бутерброд).
Если вы планируете оставлять
ребенка надолго (например, первоклассник несколько часов дожидается дома вашего
возвращения), учите его пользоваться бытовыми приборами – разогревать
приготовленную вами еду на плите или в микроволновке. Он должен уметь отрезать
хлеб, помыть фрукты, наливать горячие напитки.
” Нужно отметить, что даже если вы
не планируете оставлять ребенка дома, все равно необходимо обучить его бытовой
самостоятельности, так что с четырех-пяти лет вы можете доверить ему простую
помощь на кухне!
Мама
вернулась!
Вполне возможно, придя домой, вы
обнаружите разлитое молоко (хотел попить…), разбитый цветочный горшок (хотел
полить…) и гору конфетных фантиков. Прежде всего – не ругайтесь!
Отделите ситуации, представляющие
реальную опасность, от неловкости и недисциплинированности ребенка. Если вы
обнаружите прожженное пятно на столе, разобранную на составляющие аптечку,
следы ревизии ваших запасов алкоголя или сигарет – оставлять ребенка одного
дома рано, даже если дети всех ваших знакомых в этом возрасте уже абсолютно
автономны.
” Не сердитесь, если ребенок хотел,
как лучше, а получилось «как всегда». Помните, что его благие намерения
искупают неудачные последствия, а остальное – просто вопрос тренировки.
Наконец, если ребенок сознательно
нарушил важный, но не опасный для жизни запрет (съел сладкое, включил
телевизор…) – обсудите с ним еще раз, почему вы просите не делать те или иные
вещи, и почему важно прислушиваться к вашим просьбам. А вам нужно задуматься –
почему ребенок набросился на конфеты и включил телевизор. Может, все же боялся
и пытался заглушить страх? Может, вы слишком строги, и соблазн съесть недельную
дозу сладкого был слишком велик? Может, ребенок сердится на ваше решение
оставить его дома, и хулиганит назло вам? Очевидно, что ваша реакция будет
отличаться во всех трех случаях.
Ребенок один дома – это огромное
беспокойство для родителей, но ведь это и новая степень свободы, причем и для
мамы, и для ребенка. Отпускать от себя ребенка трудно, но нужно.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 27.09.2023
Дата обновления: 27.09.2023
Дата публикации: 28.08.2023