Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3 «Умка» Принято: Утверждено на заседании Заведующий Педагогического совета МДОУ «Детский сад №3 «Умка Протокол № 1 от 29.08.2023 г. __________ /Е.Б. Сухарева/ Приказ № 63-од от 29.08.2023 г. ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ Сертификат: 6AC0C1452B5F218E941E5079121055D0 Владелец: Сухарева Елена Борисовна Действителен: с 11.05.2023 до 03.08.2024 ПОЛОЖЕНИЕ О планировании образовательной деятельности МДОУ «Детский сад № 3 «Умка» 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение о календарно-тематическом планировании образовательно деятельности с воспитанниками МДОУ «Детский сад №3 «Умка» (далее – Положение) разработано в соответствии с: - Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями от 08.12.2020 г.№ 304-ФЗ; - Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»; - Приказом Министерства образования и науки от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; - СП 2.4.3648-20 от 28.09.2020 г. «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - СП 1.2.3685-21 от 28.01.2021 г. «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; - Уставом МДОУ «Детский сад №3 «Умка»; - Образовательной программой МДОУ «Детский сад №3 «Умка» (или АОП МДОУ «Детский сад №3 «Умка». 1.2. Данное положение устанавливает систему планирования образовательной деятельности в МДОУ «Детский сад №3 «Умка» (далее – МДОУ), единые требования к форме и содержанию планирования образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении в соответствии с ФГОС ДО, с учетом ФОП и ФАОП ДО, с целью обеспечения полноты выполнения ОП МДОУ «Детский сад №3 «Умка» и АОП МБДОУ «ДС № 307 г. Челябинска». 1.3. Планы образовательной деятельности с детьми являются обязательными документами, разрабатываются и реализуются каждым педагогом МДОУ. 1.4. Срок действия настоящего Положения не ограничено и действует до принятия нового. Изменения и дополнения принимаются решением Педагогического совета МДОУ и оформляется в форме дополнения к настоящему Положению. 2. Задачи плана. 2.1. Обеспечение полноты реализации ОП ДО (или АОП ДО) МДОУ в каждой возрастной группе, с учетом направленности группы. 2.2. Осуществление системности и последовательности в организации воспитательного и образовательного процесса. 2.3. Обеспечение взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса (педагогами МДОУ, детским коллективом и родителями (законными представителями). 3. 3.1. Принципы Плана Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. 3.2. Принцип научной обоснованности и практической применимости. Содержание Плана соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике групп МДОУ. 3.3. Принцип интеграции содержания образовательных областей, обеспечивающих целостность образовательного процесса, в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. 3.4. Комплексно-тематический принцип. Объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы». 3.5. Принцип культуросообразности. Содержание Плана обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовнонравственного и эмоционального воспитания. 3.6. Принцип актуальности. Содержание Плана разрабатывается с учетом образовательных потребностей, возможностей, интересов и инициативы воспитанников, родителей, общественных и государственных институтов. 3.7. Принцип реалистичности. Предполагает соответствие содержания Плана не только потребности родителей и возможностям, интересам, склонностям воспитанников, но и профессиональному уровню педагогического коллектива, реальным материальным и финансовым ресурсам МБДОУ. 4. Организация работы 4.1. Основа планирования педагогического процесса – Основная образовательная программа ДОУ (далее - ООП ДО) или АООП ДОУ. Система планирования образовательной деятельности в ДОУ включает в себя: • Календарно-тематическое планирование; • Перспективное планирование образовательной деятельности (сетка); • Календарное планирование. 4.2. Календарно-тематическое планирование: • Составляется педагогами каждой возрастной группы. • Календарно-тематическое планирование разрабатывается на учебный год, в срок до 30 августа, на основе ОП МДОУ (или АОП МДОУ) и является приложением к рабочей программе педагога. 4.2.1. Календарно-тематическое планирование должно отражать дату реализации интегрирующей темы 4.3. Перспективное планирование образовательной деятельности (Приложение № 1): 4.3.1.Перспективное планирование составляется и реализуется совместно педагогами каждой возрастной группы. 4.3.2. Перспективное планирование занятий разрабатывается на каждый месяц учебного года, до 25 числа текущего месяца на основе ООП ДОУ и календарно-тематического плана, должно иметь титульный лист. Перспективное планирование занятий должно отражать: • месяц, учебные дни недели; • интегрирующие темы недель • учебно-методическое обеспечение. 4.4. Календарное планирование образовательного процесса (Приложение № 2): 4.4.1. составляется каждым педагогом ДОУ, для каждой возрастной группы; 4.4.2. календарное планирование составляется на каждый день на первую и вторую половину дня; 4.4.3. календарное планирование составляется в соответствии с режимом дня, циклограммой образовательной работы с детьми; 4.4.4. на начало каждого месяца определяется: • комплекс утренней гимнастики, комплекс гимнастики после сна; • план индивидуальной работы с детьми на месяц (на основе мониторинга детского развития). 4.4.5. календарный план – предусматривает планирование всех видов деятельности детей и соответствующих форм их организации на каждый день. 4.4.6. компонентами календарного планирования являются: регламентированная деятельность (занятия); 4.4.7. Нерегламентированная деятельность: 4.4.7.1.В утренний отрезок времени можно планировать все виды деятельности по желанию детей, деятельность не должна быть продолжительной по времени, ребенок должен увидеть результат своей работы; • в утренний период планируется только знакомые для детей виды деятельности; • вся работа, связанная с формированием культурно-гигиенических навыков, норм поведения; • утренняя гимнастика, работа по закаливанию. 4.4.7.2. Прогулка: • наблюдение; • подвижные игры, спортивные игры/элементы спортивной игры; • игры дидактические, хороводные, забавы, творческие; • индивидуальная работа по развитию движений, по подготовке занятийс детьми, которые недостаточно усвоили материал, с одаренными детьми, при подготовке к праздникам; • труд 4.4.7.3. Во второй половине дня: • все виды игр настольно-печатные, сюжетно-ролевые, строительные, дидактические, развивающие, театральные, развлечения, праздники, сюрпризы, проводимые • воспитателем, планируются один раз в неделю; • труд (ручной, хозяйственно-бытовой, коллективный, по подгруппам); • воспитание художественной литературой и фольклором; • работа с семьей обучающегося (воспитанника); • работа по звуковой культуре речи (ЗКР). 4.4.8. Календарное планирование следует начинать с перспективного и перспективного плана занятий, учитывающего: • требования к максимальной нагрузке образовательного процесса; • требования календарно-тематического плана. 5. Документация и ответственность 5.1. Календарно-тематический, перспективно-календарный и календарный планы являются обязательными документами педагога. 5.2. Контроль за перспективно-календарным и календарным планированием осуществляется заместителем заведующего по УВР, старшим воспитателем не реже одного раза в месяц, а также в соответствии с запланированными в годовом плане контрольными мероприятиями. 5.3. На специально отведенной странице, фиксируется дата проверки, подпись, замечания и рекомендации, с которыми проверяющий знакомит воспитателей и следит за их выполнением. 5.4. После окончания учебного года педагог сдает папку в архив в методический кабинет заместителю заведующего по УВР. Приложение № 1 Перспективное планирование на месяц (картотека) Комплекс утренней гимнастики Гимнастика после сна Комплекс № Комплекс № Комплекс № Перспективное планирование работы с родителями на месяц 1 неделя Консультация …… 2 неделя Консультация…… 3 неделя Консультация 4 неделя Консультация Перспективное планирование сюжетно-ролевых игр 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя Перспективное планирование дидактических игр 1 неделя по развитию речи, по ФЭМП, познавательное развитие и т.д. 2 неделя по развитию речи, по ФЭМП, познавательное развитие и т.д. 3 неделя по развитию речи, по ФЭМП, познавательное развитие и т.д. 4 неделя по развитию речи, по ФЭМП, познавательное развитие и т.д. Перспективное планирование подвижных игр 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя Перспективное планирование игр-экспериментов 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя Перспективное планирование игр-драматизаций 1 неделя 2 неделя 3 неделя Сетка - расписание образовательной деятельности детей на октябрь Дни недели 02.10-06.10 «Мой край родной» Тема недели Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница 1.С чистым сердцем стр 30 Тема5 2.Ознакомлени с окр. О.В.Дыбина с49 Тема14 3.ХЭР (музыка) 1.ФЭМП И.А.Помораева стр34 заняти4 2.ХЭР (изодеят-ть) Т.С.Комарова стр47Тема17 3.ФК Л.И.Пензулаева стр18 занятие12 1.Обучение грамоте Н.В.Нищева с198 занятие4 2.ХЭР(лепка) Д.Н.Колдинастр36 Тема21 3.ХЭР (музыка) 1.ФЭМП И.АПомораева стр36 занятие5 2.ХЭР(изодеят-ть) Д.Н.Колдина стр34 тема24 3.ФК Л.И.Пензулаева стр20 занятие13 1.Развитие речи В.В.Гербова с24 Тема6 2.ОБЖ К.Ю.Белая стр18 3.ФК Л.И.Пензулаева стр21 занятие 14 09.10-13.10 «Овощи, фрукты. Труд взрослых осенью, садоводы, животноводы » 1.С чистым сердцем Стр30 Тема6 2.Ознакомлени с окр. ОА.Соломенникова стр33 тема1 3.ХЭР (музыка) 1.ФЭМП И.А.Помораева стр38 заняти6 2.ХЭР (изодеят-ть) Т.С.Комарова стр49Тема21 3.ФК Л.И.Пензулаева стр22 занятие16 1.Обучение грамоте Н.В.Нищева с202 занятие5 2.ХЭР(аппликация) Т.С.Комароова с43 Тема13 3.ХЭР (музыка) 1.ФЭМП И.АПомораева стр41 занятие7 2.ХЭР(изодеят-ть) Д.Н.Колдина стр13 тема3 3.ФК Л.И.Пензулаева стр23 занятие17 1.Развитие речи В.В.Гербова с25 занятие7 2.ОБЖ К.Ю.Белая стр20 3.ФК Л.И.Пензулаева стр23 занятие 17 16.10-20.10 «Золотая осень, изменения в природе» 1.С чистым сердцем Стр30 Тема7 2.Ознакомление с окр О.А.Соломенникова стр38 Тема4 3.ХЭР (музыка) 1.ФЭМП И.А.Помораева стр44занятие8 2.ХЭР (изодеят-ть) Д.Н.Колдина стр16 тема6 3.ФК Л.И.Пензулаева стр24 занятие18 1.Обучение грамоте Н.В.Нищева с 206 занятие6 2.ХЭР (апликация) Д.Н.Колдина стр19 тема5 3.ХЭР (Музыка) 1.ФЭМП И.А.Помораева стр.46 занятие1 2.ХЭР (изодеят-ть) Т.С.Комарова стр 40тема9 3.ФК Л.И.Пензулаева стр24занятие 19 1.Развитие речи В.В.Гербова с25занятие8 2.ОБЖ .Ю.Белая стр22 3.ФК Л.И.Пензулаева стр26 занятие20 23.10-27.10 «Перелетные птицы» 1.С чистым сердцем стр30 тема8 2.Ознакомление с окр. О.А.Соломенникова с40 тема5 3.Хэр (музыка) 1.ФЭМП И.А.Помораева стр48 занятие 2 2.ХЭР (изодеят-ть) Д.Н.Колдина стр21 тема11 3.ФК Л.И.Пензулаева стр26 занятие21 1.Обучение грамоте Н.В.Нищева с210 занятие 7 2.ХЭР (аппликация) Д.Н.Колдина стр20 тема6 3.ХЭР (музыка) 1.ФЭМП И.А.Помораева стр27 тема1 2.ХЭР (изодеят-ть) Д.Н.Колдина стр51тема3 3.ФК Л.И.Пензулаева стр27 занятие22 1.Развитие речи В.В.Гербова с26занятие1 2.ОБЖ К.Ю.Белая стр24 3.ФК Л.И.Пензулаева стр28занятие23 Приложение № 2 Модель организации воспитательно-образовательного процесса в детском саду на день Пример календарного планирования Понедельни к 02.10.23 Режимные моменты Утро Тема недели: Мой край родной. Акция «Засветись!» ОД 1.С чистым сердцем стр 30 Тема5 Индивидуальная работа с Вовой Г., Машей Д. Цель: Знакомство детей с житием князя Александра Невского. 2.Ознакомлени с окр. О.В.Дыбина с49 Тема14 Индивидуальная работа с ________. Цель: Формировать у детей интерес к получению знаний о России. 3.ХЭР (музыка) по плану музыкального руководителя Наблюдение за листопадом Цели: расширять знания о сезонных изменениях в природе; формировать способность выражать наблюдаемое в своей речи. Загадка: Листья желтые летят, Падают, кружатся, И под ноги просто так Как ковер ложатся! Что за желтый снегопад? Это просто…(Листопад) Все ли деревья изменили окраску листьев? Какими были летом деревья, кусты? Как они изменились с приходом осени? Какого цвета листья на березе? (Золотисто-желтые) На рябине? (Красные, багряные) - У какого дерева раньше других меняется окраска листьев? (У березы) - У каких деревьев дольше всех сохраняются листья во время листопада? (У березы) Прогулка Совместная деятельность взрослого и детей Утренний круг. Развивающий диалог: открытые вопросы, рассуждения. Обсуждение вопросов поведения, дружелюбия (создание положительного эмоционального настроя в детском сообществе). Утренняя гимнастика. комплекс № 3 Артикуляционная гимнастика "Чистые зубы" "Вкусное варенье". Цель: вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их подвижность. Беседа: "Мои две Родины: Россия и ......" Цель: способствовать формированию багажа знаний у детей о России и своей Малой Родине, о главных символах России и .................(гимн, герб, флаг), развивать интернациональные чувства и любовь к нашей многонациональной Родине. Индивидуальная работа с _______ «Играй, да смекай!» Цель: развивать умственные способности и зрительное восприятие; учить соотносить речевую форму описания дорожных знаков с их графическим изображением; воспитывать самостоятельность, быстроту реакции, смекалку. РППС Материалы к организации УК: Внесение иллюстраций , игрового оборудования по теме недели Цель: вызвать интерес к рассматриванию иллюстраций. Отметить в календаре: число, день недели, состояние погоды. Цель: развивать наблюдательность Выносной материал: соответственно плану прогулки - Какое значение имеет листопад? (Приспособление к зимнему холоду, защита деревьев от поломок, выброс не нужных веществ с листьями.) - Все листочки падают одинаково? (Нет.) - Дерево тоже умирает с опавшими листьями? (Растение продолжает жить; в пазухе каждого листа золотистая почка, которая дает весной молодой побег с готовыми листьями.) Дидактическая игра «Назови какой лист» Цель: закрепить с детьми названия деревьев, внешний вид листьев; развивать внимание, наблюдательность, память; воспитывать познавательный интерес. Береза – березовый, липа – липовый, осина -… и т.д. Трудовая деятельность. Помощь дворнику в уборке листьев на участке детского сада. Цель: закреплять умение работать сообща, добиваясь выполнения задания общими усилиями. Индивидуальная работа _______. Разучивание скороговорок. Цель: закреплять навык звукопроизношения наиболее трудных по артикуляции звуков; совершенствовать интонационную выразительность. «Прыжковая эстафета» Цель: учить детей выполнять на скорость разные виды прыжков: боком, с мячом, зажатым между ног, в руках, с ноги на ногу, на одной ноге. Малоподвижная игра «Холодно горячо" Цель: развивать слуховые качества, физические качества. Самостоятельная игровая деятельность - поощрять самостоятельность; учить самостоятельно организовывать игры и объяснять правила игры; воспитывать дружеские взаимоотношения. Возвращение Эмоционально-дидактическая игра "Расскажи о своем друге" Цель: способствовать снятию эмоционального напряжения, стеснительности при взаимодействии с прогулки со сверстниками. Деятельность Постепенный подъем. закаливающие процедуры, микрогимнастика №3 после сна Слушание музыкальных произведений: Инструментальная народная музыка. Цель: воспитывать любовь к родному краю, воспитывать эстетический вкус. Обучающая ситуация: «Ребенок на улицах города» О чем говорит светофор Цель: закреплять знания о значении цветов светофора и правила поведения на улице. Вечер Вечерний круг. Рефлексия: вспомнить с детьми прошедший день, интересные события, обсуждение проблемных ситуаций Индивидуальная работа ___________ Игровая обучающая ситуация. "Источники опасности» Цель: закрепить знания о предметах, которые могут быть объектами возникновения опасности, формировать умения выбирать картинки предметов по описанной ситуации, воспитывать чувство товарищества. Акция «Засветись» Конструктивно-модельная деятельность по желанию детей. Цель: закрепить конструктивные навыки, развивать пространственное мышление. Предваритель Дидактическая игра «Считай дальше» ная работа Вечерняя Наблюдение за деревьями и кустарниками, нахождение сходства и различий. Цель: способствовать обобщению представлений детей Выносной прогулка о строении, росте и развитии растений; развивать умение обобщать по существенным признакам; расширять представления о частях материал: растений; воспитывать интерес к растениям, накапливать опыт внимательного и заботливого отношения к ним. соответственно Подвижная игра "Охотники и утки" Цель игры: упражнять в беге. плану Труд на участке: на территории детского сада осмотреть деревья и кустарники, убрать высохшие ветки, стебли растений. прогулки Работа с Тематическая папка. Досуг выходного дня «Мой город, мой край родной" (где и как с пользой организовать и провести выходные родителями с ребенком). Беседа с мамой ___________.