ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Физкультурный зал располагается в здании на втором этаже. Предназначен для проведения организованной образовательной деятельности, развлечений и спортивных праздников. Ответственный: Технические характеристики Параметры Общая площадь (кв. м) Освещение естественное Освещение искусственное Уровень освещенности Наличие системы пожарной безопасности Наличие системы отопления Возможность проветривания помещения Поверхность пола (удобная для обработки) Характеристика параметров 67,4 окно лампы дневного света с защитой норма имеется имеется имеется имеется Режим работы 07.30-7.45 Подготовка к утренней гимнастике 8.00-8.35 Утренняя гимнастика 9.00-10.35 Организованная образовательная деятельность 10.40-15.00 Организация предметно-развивающей среды, обработка инвентаря кварцевание, ознакомление с методической литературой Организованная образовательная деятельность 15.00-16.20 16.30-17.15 Уборка и проветривание спортивного зала ГРАФИК КВАРЦЕВАНИЯ 8.30-9.00 11.30-12.00 Инфраструктура предметно – развивающей среды физкультурного зала 2 3 Название зоны Двигательно – игровая зона Зона спортивного оборудования: - традиционного, - нестандартного Цель Целенаправленное педагогическое воздействие на развитие основных движений, тренировку физиологических функций организма Разнообразие организации двигательной деятельности детей Зона метания Ознакомление с различными способами метания Зона прыжков Создание условий для обучения прыжкам разного вида в соответствии с возрастом и Программой Создание условий для удовлетворения потребности в двигательной активности Зона «Спортивный комплекс» Задачи ➢ Укреплять здоровье детей; ➢ Развивать двигательные навыки и физические качества; ➢ Расширять двигательный опыт; ➢ Создавать положительный эмоциональный настрой. ➢ Формировать умение использовать спортивное оборудование на занятиях и в свободной деятельности; ➢ Создавать вариативные, усложненные условия для выполнения двигательных заданий; ➢ Оптимизация режима двигательной активности; ➢ Повышать интерес к физическим упражнениям; ➢ Расширять круг представлений о разнообразных видах спортивного оборудования, его назначении. ➢ Развивать глазомер; ➢ Закреплять технику метания; ➢ Укреплять мышцы рук и плечевого пояса. ➢ Обучать технике прыжков; ➢ Развивать силу ног, прыгучесть; ➢ Использовать специальное оборудование. ➢ Овладеть техникой различных способов и видов лазанья; ➢ Развивать ловкость, силу, смелость при выполнении упражнений на перекладине. 4 Перечень инвентаря физкультурного зала с учетом требований ФГОС ДО 1 - Социально-коммуникативное развитие 2 - Познавательное развитие 3 - Речевое развитие 4 - Художественно-эстетическое развитие 5 - Физическое развитие Материально-техническое обеспечение МДОУ «Детский сад № 3 «Умка» Помещение Оборудование количество Спортивный зал 1. SH-03-Тренажер детский механический - 1 1 2. SH-03-Тренажер детский механический - 2 1 3. SH-01-Тренажер детский механический – 1 1 4. SH-01- Тренажер детский механический – 2 1 5. SH-0002W- тренажер детский механический-1 1 6. SH-002W- тренажер детский механический -2 1 7. SH-04- тренажер механический 1 1 8. SH-04-тренажер детский механический 2 1 9. Батут детский с ручкой 1 10. Сухой бассейн угловой 1 11. Сухой бассейн шестигранник 1 12. тренажер детский механический беговая дорожка 1 13. детские координационные дорожки 2 14. детский игровой набор «Классики» 1 15. мячи 17 16. детский мат с аппликациями 1 17. дорожка массажная ребристая 1 18. дорожка со следочками 1 19. дорожка-змейка (канат) 1 20. кегли 2 21. конусы 5 22. мат цветной 6 23. мяч массажный 1 24. мяч массажный 3 25. обручи 7 26. палки гимнастические 20 27. спортивный уголок 4 28. батут детский 1 29. бревно гимнастическое 1 30. ворота для футбола с сеткой 1 1 31. ворота для футбола с сеткой 2 1 32. детская балансированная дорожка из блоков 1 33. детская полоса препятствий 1 34. детский спорт. комплекс Альпинистик 1 35. детский спортивный игровой набор «Тоннель с донышком» 1 36. кочки массажные 1 1 37. кочки массажные 2 1 38. мат цветной 7-1 1 39. мат цветной 7-2 1 40. мат цветной 7-3 1 41. скамья детская гимнастическая 5 5 42. спортивное оборудование «Взлетная полоса» 43. стенка гимнастическая (шведская стенка 4 шт.) 44. сухой бассейн круглый + шарики 45. тренажер механический беговая дорожка 46. щит баскетбольный 47. бадминтон бамбук 48. боулинг 49. велосипеды (NEPTUNE, TETRIS, Tetris салатовый, Vector) 50. гантели пластмассовые 51. дартс 52. диск здоровье 53. кольцеброс «6» 54. канат для перетягивания 55. клюшка детская деревянная 56. ледянка 57. массажная дорожка L 58. мешочек для метания 59. мешочек для равновесия 60. мяч «хоп-45» желтый 61. мяч «хоп-55» красный 62. мяч «хоп-6» синий 63. мяч 100мм 64. мяч 150 65. мяч 200 мм 66. мяч б/б 68. мяч в/б 69. мяч облегченный 70. мяч с рогами, мяч с ручкой 71. мяч утяжеленный, зеленый (500гр) 72. мяч утяжеленный, красный (1 кг) 73. мяч «мяч как приручить дракона» 74. сетка волейбольная 75. мяч ф/т 76. гимнастическое колесо, широкое 77. обруч гимнастический 78. обруч облегченный 79. ростомер 80. самокаты 81. скакалка 2,5 м 82. твистер 83. ворота для подлезания 2 1 1/ 800 1 1 5 2 4 15 4 2 1 1 20 50 2 16 4 2 2 2 50 30 30 2 2 40 5/6 5 5 5 1 2 5 5 25 4 2 100 1 6 БИБЛИОТЕЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ФОНД 1. Пензулаева Л.И. «Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет.» Комплексы оздоровительной гимнастики. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.-128с. 2. Пензулаева Л.И. «Физическая культура в детском саду: Средняя группа. – М.: МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2014.-112с. 3. Пензулаева Л.И. «Физическая культура в детском саду: Вторая младшая группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.-80с. 4. Пензулаева Л.И. «Физическая культура в детском саду: Старшая группа. – М.: МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2014.-128с. 5. Пензулаева Л.И. «Физическая культура в детском саду: Подготовительная к школе группа. – 6 М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.-112с. 6. Пензулаева Л.И. «Физическая культура в детском саду. Система работы в подготовительной к школе группе. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.-112с. Перспектива Приобретение оборудования согласно примерному перечню оборудований для физкультурного зала дошкольных образовательных учреждений в соответствии с ФГОС ДО. МУЛЬТИМЕДИЙНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ОСНОВНЫМ ВИДАМ ДВИЖЕНИЙ В СПОРТИВНОМ ЗАЛЕ Инструкция разработана на основе Санитарно-эпидемиологических требований к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи. (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 28.09.2020 года №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20) 1. Общие требования безопасности 1.1. К занятиям физическими упражнениями допускаются дети прошедшие медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. 1.2. Воспитанники должны соблюдать правила использования физкультурного оборудования, установленные режимы занятий и отдыха. 1.4. При проведении занятий физическими упражнениями возможно воздействие на воспитанников, следующих опасных факторов: - травма при использовании неисправного, непрочно установленного и не закрепленного спортивного оборудования и инвентаря; - травмы при нарушении правил использования спортивного оборудования и инвентаря; - нарушение остроты зрения при недостаточном освещении спортивного зала; - травмы при падении детей во время проведения подвижных игр и упражнений; - получение повреждений и заболеваний в случае перетаскивания воспитанниками тяжелого спортивного оборудования; - поражение электрическим током при использовании неисправных электрических звуковоспроизводящих музыкальных аппаратов. - травмы при неправильном определении оптимального объема физической нагрузки, а также при нарушениях установленных режимов занятий и отдыха. Для реализации индивидуально-дифференцированного подхода следует распределить детей на две подгруппы, учитывая три основных критерия: состояние здоровья, уровень физической подготовленности, уровень двигательной активности. Первую подгруппу составляют практически здоровые дети, имеющие средний и высокий уровень двигательной активности и хорошую физическую подготовленность. Во вторую подгруппу включают детей второй и третьей групп здоровья и с низким уровнем двигательной активности и слабой физической подготовленности. 1.5. Занятия в спортивном зале необходимо проводить в спортивной одежде и спортивной обуви с нескользкой подошвой. 1.6. Во время занятий воспитанники должны соблюдать правила ношения спортивной одежды и спортивной обуви, правила личной гигиены. 7 1.7. В спортивном зале должен быть вывешен комнатный термометр для контроля температурного режима. 1.8. Спортивный зал должен быть оснащен аптечкой, укомплектованной необходимыми медикаментами и перевязочными средствами для оказания первой помощи при травмах. 1.9. Руководитель физического воспитания, воспитатель и воспитанники должны соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения. Спортивный зал должен быть оснащен огнетушителем, автоматической системой пожаротушения и приточно-вытяжной вентиляцией. 1.10. Спортивное оборудование должно быть обеспечено инструкцией по безопасности проведения занятий. 1.11. О каждом несчастном случае с воспитанниками воспитатель или руководитель физического воспитания или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить администрации и принять меры по оказанию первой помощи пострадавшему. 1.12. Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и при необходимости, подвергаются внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда. 2. Требования безопасности перед началом организованной образовательной деятельности по физическому развитию 2.1. Включить полностью освещение и убедиться в исправной работе светильников. Наименьшая освещенность должна быть: не менее 200 лк (13 вт/кв.м.) при люминесцентных лампах не менее 100 лк (32 вт/кв.м.) при лампах накаливания. 2.2. Тщательно проверить санитарное состояние спортивного зала. 2.3. Перед занятием проветрить спортивный зал, открыв окна или фрамуги и двери. Окна в открытом положении фиксировать крючками, а фрамуги должны иметь ограничители. Проветривание закончить за 30 мин. до прихода детей. 2.4. Проверить исправность и надежность установки спортивного оборудования и инвентаря. 2.5. При использовании на занятиях электрических звуковоспроизводящих музыкальных аппаратов убедитесь в их исправности и целостности подводящих кабелей и электровилок. 2.6. Во избежание падения детей убедится в том, что ковры и дорожки надежно прикреплены к полу. 2.7. Спортивный инвентарь должен размещаться так, чтобы избежать его падений на воспитанников. 2.8. Протереть насухо спортивный инвентарь необходимый для данного занятия. 2.9. Провести целевой инструктаж воспитанников по безопасным приемам проведения занятий физическими упражнениями в физкультурном зале. 2.10. Надеть спортивную одежду и спортивную обувь с нескользкой подошвой. 3. Требования безопасности во время организованной образовательной деятельности по физическому развитию 3.1. Все занятия по обучению детей основным видам движений должны составляться согласно педагогическим принципам и по своему содержанию должны соответствовать возрастным особенностям занимающихся, их физической подготовленности, уровню здоровья. 3.2. Структура занятий должна соответствовать современным требованиям построения и проведения учебно-оздоровительных занятий по физической культуре для детей дошкольного возраста. За основу построения занятия принято деление его на три части: подготовительную, основную, заключительную. Наличие этих частей и расположение их только в этой последовательности обеспечивается биологическими закономерностями функционирования организма, определяющими его работоспособность и логикой развертывания учебновоспитательного процесса в двигательной деятельности. 3.3. Не выполнять упражнения на неисправном оборудовании и с поломанным инвентарем. 8 3.4. Соблюдать дисциплину и порядок, следить за тем, чтобы дети выполняли все указания руководителя по физическому воспитанию или воспитателя. 3.5. Начинать выполнение упражнений и заканчивать их только по команде воспитателя или руководителя физическим воспитанием. 3.6. Не разрешать детям самовольно покидать место проведения занятия. 3.7. Не оставлять детей одних в спортивном зале. 3.8. Во время занятия выбирать место так, чтобы все дети были видны. 3.9. При ходьбе и беге в колонне по одному соблюдать дистанцию в два шага. 3.10. Убрать с дороги все предметы мешающие идти, бежать. 3.11. При выполнении упражнений потоком соблюдать достаточный интервал между детьми, чтобы не было столкновений. 3.12. При групповом старте на короткие дистанции бежать только по своей дорожке. 3.13. Во избежание столкновений у детей младшей, средней группы исключить при беге резко «стопорящую» остановку. 3.14. При выполнении прыжков и соскоков со спортивных снарядов приземляться мягко, пружинисто приседая. В местах соскоков со снарядов положить гимнастические маты так, чтобы их поверхность была ровной. 3.15. Прыгать только в спортивной обуви. 3.16. страховать ребенка вместе приземления. 3.17. Веревку для прыжков в высоту не привязывать к стойкам, а класть на штырьки в стойках. 3.18. При прыжках в длину с места, с продвижением вперед на одной, двух ногах давать указание прыгать «мягко», «тихо» на носках. 3.19. Не разрешать детям спрыгивать с большой высоты. 3.20. При выполнении упражнений по метанию посмотреть, нет ли детей в секторе метания. 3.21. Упражнения по метанию выполнять только по сигналу воспитателя или руководителя по физическому воспитанию. 3.22. Не оставлять без присмотра спортивный инвентарь. 3.23. Не стоять справа от метающего, не находиться в зоне броска, не ходить за снарядами для метания без разрешения руководителя по физическому воспитанию или воспитателя. 3.24. Не подавать снаряд для метания друг другу броском. 3.25. При выполнении упражнений в равновесии, на гимнастической скамейке, напомнить детям правила поведения на спортивном снаряде (не толкаться, не подгонять друг друга, не обгонять, если теряешь равновесие, не держись за товарища, а сойди со снаряда). 3.26. В место спрыгивания ребенка постелить мат. Страховать ребенка при необходимости, продвигаясь вдоль скамейки. 3.27. Чтобы не получить челюстно-лицевую травму, при ползании по гимнастической скамейке следить за постановкой рук (обхватить ее с боку так, чтобы большой палец был сверху, а остальные пальцы под скамейкой). Правильно принимать и.п. (сначала поставить руки на скамейку, затем ноги) и сходить со снаряда после выполнения упражнений (сначала поставить ноги на пол, затем выпрямиться). 3.28. При лазании по шведской стенке обязательно страховать детей от падения, не разрешать им самостоятельно подниматься на высоту. 3.29. При лазании не провисать, не висеть на одной руке, лазать не пропуская реек, не спрыгивать с высоты, руки отпускать тогда, когда обе ноги будут стоять на полу. 3.30. Вдоль шведской стенки расстелить маты, встать справа от ребенка, оказывая помощь при необходимости, следить за правильным хватом рук, постановкой стопы на рейку. 3.31. Обучить детей старшего дошкольного возраста страховке. 3.32. При лазании по веревочной лестнице см. выше п. 3.28, 3.29, 3.30. 3.33. Если у ребенка запутались ноги в веревочной лестнице, у него устали руки, он должен немедленно сказать об этом руководителю по физическому воспитанию или воспитателю. 3.34. При работе с гимнастическими палками соблюдать дистанцию при выполнении упражнений, палками не драться, не махать, держать их в двух руках внизу или на плече как 9 «ружье» (палку поставить на ладонь правой руки опущенной вниз, левой рукой прижать к правому плечу) при объяснении задания или перестроения. 4. Требования безопасности в аварийных ситуациях в ходе организованной образовательной деятельности по физическому развитию. 4.1. При возникновении неисправности в работе спортивного оборудования или его поломке, прекратить занятие. Упражнение продолжать только после устранения неисправности. 4.2. При получении воспитанником травмы немедленно сообщить об этом руководителю учреждения, оказать первую помощь пострадавшему. При необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение. 4.3. При плохом самочувствии прекратить занятие и сообщить об этом воспитателю группы. 4.4. При возникновении пожара немедленно эвакуировать воспитанников из спортивного зала, сообщить о пожаре в ближайшую пожарную часть и приступить к тушению пожара с помощью первичных средств пожаротушения. 5. Требования безопасности по окончании организованной образовательной деятельности по физическому развитию 5.1. Снять спортивную одежду, обувь и тщательно вымыть лицо и руки с мылом. 5.2. Привести в исходное положение все физкультурное оборудование, проверить его исправность. 5.3. Проветрить спортивный зал и по возможности провести влажную уборку. 5.4. Проверить противопожарное состояние спортивного зала: выключить свет и электрические звуковоспроизводящие аппараты. 10