ПРИНЯТО на заседании Педагогического совета Протокол № 3 от 27.12.2021 г. УТВЕРЖДЕНО Заведующим МДОУ «Детский сад № 3 «Умка» _______________ Е.Б. Сухарева Приказ от 27.12.2021 г. № 108-од ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ Сертификат: 00A3D2C88BE0AB5F47F8FBBD02C8D79A96 Владелец: Сухарева Елена Борисовна Действителен: с 22.02.2022 до 18.05.2023 Положение о группе комбинированной направленности для детей с ОНР муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3 «Умка» 1.Общие положения 1.1. Настоящее Положение регламентирует деятельность группы комбинированной направленности для детей дошкольного возраста с нарушением речи (далее - Группа) в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 3 «»Умка» (далее - ДОУ) в соответствии с Законом РФ от 29 декабря 2012 года №273 «Об образовании в Российской Федерации» (ст.79). 1.2. В своей деятельности Группа ДОУ руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующего государственного или муниципального органа, осуществляющего" управление в сфере образования, Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по общеобразовательным программам дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «31» июля 2020 г. № 373, иными нормативнорекомендательными материалами, разработанными Институтом коррекционной педагогики РАО и допущенными Министерством образования РФ, также уставом ДОУ, договором, заключаемым между ДОУ и родителями (законными представителями). 1.3. В группах комбинированной направленности ДОУ осуществляются квалифицированная коррекция речевого недоразвития у детей и дошкольное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения, разрабатываемой им самостоятельно на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования, а также с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей. 1.4. Группы комбинированной направленности для детей с нарушениями речи создаются в ДОУ для детей с нарушениями речевого развития (фонетико- фонематическим недоразвитием речи (ФФНР), общим недоразвитием речи (ОНР)) в возрасте 5-6 лет (старшая) и 6-7 лет (подготовительная). 1.5. Группа открывается в помещениях ДОУ, отвечающих санитарным нормам и правилам пожарной безопасности и только при условии соответствующего материально-технического, программно-методического и кадрового обеспечения. 1.6. Питание в группе организуется по установленным нормам. 1.7.Деятельность группы комбинированной направленности направлена на: • создание условий сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста, разностороннего развития детей с учётом их возрастных и индивидуальных 3 особенностей по основным направлениям: физическому, социально-личностному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому; • своевременное выявление и преодоление недостатков в развитии, обеспечение квалифицированной коррекции недостатков в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья, формирование полноценного базиса для обучения в общеобразовательной школе; • создание развивающей коррекционной образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей с ограниченными возможностями здоровья. • вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс, формирование у них компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку посредством оказания консультативной и методической помощи по вопросам воспитания, обучения и развития детей с нарушением речи. 1.8. Цель: развитие личности детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей. Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач: 1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе их эмоционального благополучия. 2. Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и ограниченных возможностей здоровья. 3. Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования). 4. Создание благоприятных условий развития детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. 5. Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социо-культурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. 6. Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности. 7. Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья. 8. Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей с ограниченными возможностями здоровья. 9. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. 1.9. Срок данного положения не ограничен. Положение действует до принятия нового. 2. Порядок комплектования групп комбинированной направленности 2.1. Группы комбинированной направленности формируется из детей 57 лет при нормальном слухе и первично сохраненном интеллекте, имеющие нарушения речевого развития: ФФНР, ОНР. 2.2. Комплектование групп комбинированной направленности детьми осуществляется на основании заключения зональной дошкольной психологомедико-педагогической комиссии (ПМПК) и только с согласия родителей (договор). Длительность пребывания ребенка в группе комбинированной направленности устанавливается ПМПК и зависит от структуры речевого дефекта: - дети с ОНР — 2 года (в зависимости от возраста и уровня речевого недоразвития); - дети с ФФНР - 1 год; - дети с нарушением произношения отдельных звуков на 6 месяцев; - дети с заиканием на 2-3 года в зависимости от возраста и тяжести нарушения. 2.3. В первую очередь в группы комбинированной направленности зачисляются воспитанники, имеющие наиболее сложные нарушения в развитии, препятствующие их успешному освоению образовательных программ. 2.4. Правильное комплектование групп для детей с нарушениями речи обеспечивается соблюдением всех принципов отбора: - в группу для детей с общим недоразвитием речи принимаются дети с разным уровнем речевого развития, имеющие различные формы речевой патологии (алалия, афазия, дизартрия, ринолалия, общее недоразвитие речи по типу задержки речевого развития). В соответствии с заключениями и рекомендациями ПМПК дети с третьим уровнем зачисляются в группы с 5 лет на 2 года обучения, дети с четвёртым уровнем речевого развития зачисляются в группы с 6 лет на 1 год; - в группу для детей с фонетико — фонематическим недоразвитием речи (наблюдающимся при дислалии, дизартрии, ринолалии, ринофонии) принимаются дети с 5 лет на один год обучения. Дети с ринолалией и дизартрией зачисляются на 2 года обучения. 2.5. Для определения ребенка в группу комбинированной направленности необходимы следующие документы: • Заключение ПМПК с рекомендациями о посещении группы комбинированной направленности и указанием необходимого срока пребывания в ней ребенка • Договор с родителями • Заявление и документы, удостоверяющих личность одного из родителей (законных представителей) 2.6 Перевод детей из групп комбинированной направленности в общеразвивающие осуществляется на основании заключения ПМПК. 2.7. В отдельных случаях допускается обучение в подготовительной группе детей до 8 лет по индивидуальной рекомендации ПМПК. 2.8. На основании заключения и рекомендаций ПМПК, дети, не достигшие семилетнего возраста, при устранении речевых и других нарушений, могут переводиться в группы общеразвивающей направленности. 2.9. По окончании установленного срока коррекционного обучения, нуждающиеся в его продолжении, повторно обследуются специалистами зональной ПМПК или ПМПк ДОУ. Основанием для продления сроков коррекционного обучения могут быть: • степень выраженности речевого нарушения; • наличие сложного дефекта (сочетание 2 или более недостатков в физическом и (или) психическом развитии; • частые пропуски занятий по болезни; • другие объективные причины. 2.10. В группах комбинированной направленности, для детей с ОНР, предельная наполняемость устанавливается Приказом Министерства просвещения РФ от 31.07.2020 года № 373 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» и составляет не более 17 человек, в том числе не более 5 детей с ОНР или ФФНР. 2.11. Не подлежат приему в Группу дети с первичной задержкой психического развития. 2.12. Если в период пребывания ребенка в Группе выявятся противопоказания, перечисленные в пункте 2.11., то ребенок подлежит обязательному направлению на ПМПК для уточнения заключения и определения рекомендаций по дальнейшему образовательному маршруту. 3. Организация деятельности группы комбинированной направленности 3.1. Группа является единицей ДОУ. 3.2. Группа в ДОУ создается приказом заведующего в срок до 1 сентября текущего года, на основании утвержденного зональной ПМПК списочного состава детей с нарушениями речи. 3.3. Группа функционирует 5 дней в неделю с 10-часовым пребыванием детей. 3.4. Режим работы Группы устанавливается локальными нормативными актами образовательной организации: с 7.30 до 17.30. 3.5. Группа обеспечиваются специальным помещением, оборудованием и пособиями в соответствии с возрастом детей и направлением коррекционно-развивающего работы. 3.6. Коррекционно-педагогическую помощь детям с нарушениями речевого развития оказывают учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатели группы комбинированной направленности. 3.7. Распорядок дня для воспитанников Группы устанавливается с учётом повышенной утомляемости детей, необходимых лечебных и оздоровительных мероприятий. 3.8. Содержание образовательного процесса в Группе определяется образовательной программой дошкольного образования, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой ДОУ самостоятельно. 3.9. В Группе осуществляется дифференцированное обучение и воспитание детей в зависимости от степени тяжести речевого дефекта, индивидуальных особенностей детей и т.д. 3.10. Специалисты Группы имеют право запрашивать информацию, необходимую для осуществления комплексной деятельности у следующих организаций: здравоохранения, образовательных учреждений, социальной защиты. 3.11. В соответствии с целями и задачами, определенными Уставом ДОУ, в Группе могут реализовываться дополнительные образовательные программы и оказываться дополнительные образовательные услуги за пределами, определяющих его статус образовательных программ с учетом потребностей семьи и на основе договора, заключаемого между ДОУ и родителями (законными представителями). 3.12. Обучение и воспитание в Группе осуществляется на русском языке. В Группе созданы необходимые условия для изучения русского языка как государственного языка Российской Федерации. 3.13. Организация образовательного процесса в Группе осуществляется в соответствии с программами дошкольного образования, расписанием занятий. 3.14. Организационными формами работы в Группе комбинированной направленности являются фронтальные и подгрупповые занятия с воспитанниками, а также индивидуальные коррекционные занятия. 3.15. Объем недельной образовательной нагрузки и продолжительность занятий определяется Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. Продолжительность занятий: - для детей 6-го года жизни - не более 25 минут, - для детей 7-го года жизни - не более 30 минут. Перерывы между занятиями - не менее 10 минут. 3.16. Родителям (законным представителям) ребенка предоставляется возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса. 3.17. Промежуточная и итоговая аттестация воспитанников групп не проводится. 3.18. Дисциплина в ДОУ поддерживается на основе уважения человеческого достоинства воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к воспитанникам не допускается. 4. Штаты и руководство группой комбинированной направленности 4.1. В Группы комбинированно направленности в штатное расписание вводятся штатные единицы следующих специалистов: Учитель-логопед – 1 штатная единица; Педагог-психолог – 0,5 штатной единицы 4.2. На должность воспитателя Группы назначаются лица, имеющие высшее или среднее специальное образование и прошедшие подготовку на курсах повышения квалификации. 4.3 Заведующий ДОУ осуществляет систематический контроль и несет персональную ответственность за правильную организацию в Группе образовательного процесса и проведение всего комплекса мероприятий, направленных на коррекцию отклонений в речевом развитии детей, повышение квалификации педагогов, проводит анализ эффективности работы в данной группе. 4.4 Права и обязанности педагогического и обслуживающего персонала Группы определяются правилами внутреннего трудового распорядка и должностными обязанностями. 4.5. Финансирование Группы осуществляется на основе федеральных и муниципальных нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного воспитанника. Срок данного Положения не ограничен Положение действует до принятия нового